Корпоративное обучение в Бизнес-школе ИПМ
О том, как можно с помощью корпоративного формата обучения развивать компанию и бизнес в целом через обучение персонала мы поговорили с Мариной Дегтяревой, исполнительным директором Бизнес-школы ИПМ и руководителем программы General MBA.
- Марина, что такое корпоративное обучение и каковы его цели?
Реалии сегодняшнего дня показывают, что корпоративное обучение, которое ранее интерпретировалось как «система обучения, ориентированная на персонал конкретной компании, строящаяся на решении стоящих перед данной компанией задач» становится более значимым инструментом развития бизнеса.
- В чем это проявляется?
Компании уже не хотят покупать обучение, которое решает узкие задачи. Все больше руководителей обращаются за обучением, которое помогает проводить в компании изменения. И это сегодня уже совсем другой подход к организации всего процесса.
- С чем могут быть связаны изменения?
В принципе, с любыми задачами, которые компанию выводят на новый уровень своего развития: выход на новые рынки, изменение бизнес-модели, организационная реструктуризация и многое другое. Любое изменение процесса в компании влечет за собой изменения в квалификации тех людей, которые в этом задействованы. Поэтому однозначно можно говорить о том, что процесс обучения во многом способствует проведению изменений, связанных с улучшением компании.
- С какими корпоративными запросами чаще всего обращаются компании?
Прежде чем говорить о запросах от компаний, важно рассказать о процессе выявления потребности в обучении. Очень часто запросы от компаний формулируются на основании каких-то внешних проявлений. Например, частый запрос – обучение продажам. Это самый востребованный продукт в корпоративном формате.
- Что формулирует руководитель компании, когда видит снижение объемов продаж?
Конечно же – «надо обучить продавцов!». Но это не всегда верно. Важно понять, по каким причинам происходит снижение. И при помощи интервью с ключевыми сотрудниками компании «раскрутить» эту ситуацию. В некоторых случаях мы получали результаты, что в продажах как раз все в порядке – и процессы отстроены, и продавцы полностью выполняют свои функции. А вот маркетинг, который должен формировать поток новых клиентов, к сожалению, работает не так эффективно, как хотелось бы. Так и появляются совсем иные от первоначального запроса предложения по корпоративному обучению.
Из популярных тем можно выделить еще и обучение, связанное с развитием менеджерских навыков. И в данном случае также формат корпоративного обучения оптимален. Все руководители разные, тем не менее «прокачка», например, среднего менеджмента и выработка единого понимания управленческих процессов в компании – часто встречаемый запрос.
Это - темы из серии «развитие компетенций», либо профессиональных, либо личностных. Но есть также корпоративные запросы, которые направлены на формирование команды. Это очень важно для таких компаний, где деятельность строится по типу проектной: каждый новый проект – новая команда. Не новые люди, а именно новая команда из сотрудников, которые работают в компании. И вот здесь мы готовы предложить обучение в разных форматах, основная цель которого - лучше узнать и понять друг друга для повышения эффективности работы команды в целом. С точки зрения эмоций – это самые эмоциональные и запоминающиеся проекты, но, впрочем, на это они и направлены - создать доверие между людьми через эмоции.
- А какие самые нестандартные обучающие программы?
В принципе, можно сказать, что любой корпоративный обучающий проект – нестандартный. Например, возвращаясь к теме продаж, здесь можно выделить два типа подобного обучения: один связан в большей степени с «эмоциональной зарядкой» продавца, когда прорабатываются «актерские» навыки, ораторское мастерство, даются техники убеждения; второй связан с техникой продаж и процессами, когда эмоциональный фон в отделе продаж соответствует ожиданиям, а вот процессы и процедуры «хромают». Наполнение таких программ совершенно разное.
Говоря о самых нестандартных программах, можно привести пример таких, где именно самих программ-то и нет. Как это бывает? А очень просто – как правило, примером таких программ могут стать Стратегические сессии. Этот продукт в разные периоды компании имеет совершенно разное наполнение.
- Когда компания обращается за проведением стратегической сессии?
Например, когда необходимо разработать стратегию для новой компании; либо провести «ремонтную» сессию для существующей стратегии; когда надо всей командой найти единое решение по развитию; когда нужно найти новые возможности на рынке и т. д. Причин много. И в каждом конкретном случае программа может выглядеть по-разному. То, что имеем точно – это набор стратегических инструментов, которые используем в различных вариациях в зависимости от ситуации.
- С какой периодичностью лучше всего проводить корпоративное обучение?
В идеале система обучения в компании должна быть построена по принципу «внутрикорпоративной гигиены». Обучение не должно быть «тушением пожара». Когда обучение проводится системно, постепенно закрывая проблемные вопросы, оно позволяет и персонал поддерживать в тонусе, и пополнять копилку внутриорганизационных решений, работая на опережение. Отсюда следует и периодичность организации обучения, которая тесно связана с теми задачами, которые стоят перед компанией. И только при правильном планировании обучения может быть гарантирован результат.
Сейчас большой спрос у компаний на обучение долгосрочное, комплексное. Оно начинается с того, что в компании проводится аудит, в ходе которого выявляется потребность в обучении. План обучения мы составляем совместно с ключевыми лицами компании, которые задействованы в этом процессе, и планируем на определенный нами период, когда и в какое время должны состояться корпоративные программы. Этот подход позволяет постепенно, без потери продуктивности каждого сотрудника, получить тот результат, который важен для компании на текущий момент. В таких долгосрочных проектах есть четкое понимание развития компетенций каждого сотрудника. А это невероятно важно, в том числе, и для формирования кадрового резерва.
- А что с сотрудниками, не потеряют ли они свою текущую эффективность? Ведь для комплексных программ, как правило, отводится много времени.
Мы много думали над этим вопросом, и нас на него натолкнули наши же клиенты. Они обращали внимание на то, что отпустить на длительное обучение сотрудника (а только таким образом можно сформировать все необходимые компетенции) нет возможности. И здесь мы воспользовались технологиями, которые уже показали свою эффективность.
Многие наши продукты сформированы по принципу смешанного обучения (blended learning). Если говорить коротко, этот формат предполагает, что большая часть материала к изучению (то, что нужно прочитать и запомнить) переносится в дистанционную форму. При этом на очных встречах слушатели уже отрабатывают навыки. То есть на очном занятии мы формируем у наших обучаемых так называемое «личностное знание», что является наиболее важным результатом обучения, а дистанционная часть позволяет сформировать то самое «объективное» знание, которое доступно в любой момент – я могу читать и усваивать материал тогда, когда у меня есть на это свободное время. Соответственно, компания в этот момент не «теряет» ценного сотрудника. Ну и, конечно, этот формат достаточно выгоден с финансовой точки зрения.
В целом, говоря о выгодах корпоративного обучения, хочется отметить и тот факт, что, развивая конкретные навыки у сотрудников, в компании преображается и корпоративная культура, она становится для всех более открытой и доверительной. Сотрудники начинают говорить на одном языке, апеллировать едиными понятиями, они становятся действительно командой, вырабатывая единые мнения и решения для своей компании. Этого эффекта невозможно достичь, разрозненно проходя обучение в открытом формате.
Получить индивидуальную консультацию по вопросам корпоративного обучения можно по номеру: + 375 29 818 41 48