Эффективный алгоритм работы с возражениями: пошаговая инструкция
В этой статье мы рассмотрим ситуацию, которая знакома каждому, кто сталкивался с продажами:
Клиент: Почему так дорого?
Продавец: Зато у нас качественный товар. Импортные комплектующие…
Клиент уходит.
Почему контакт с клиентом оказался таким недолгим и безрезультатным? Ситуацию разбирает Марина Кожурова, руководитель Школы продаж Бизнес-школы ИПМ:
- Клиент изначально недоволен высокой ценой, и продавец своей репликой только усиливает его раздражение. Чтобы этого не произошло, сначала нужно поработать с эмоциями покупателя, установить доверие, и только потом приводить свои аргументы. На этом принципе построен 6-шаговый алгоритм работы с возражениями. Каждый шаг алгоритма меняет ход событий, помогая продавцу из оппонента покупателя превратиться в его партнера.
Помните: возражения высказывают вслух далеко не все, большинство предпочитают уйти молча. Поэтому если клиент разговаривает с нами, пусть даже выражает недовольство, он делает нам подарок, давая возможность сделать следующий ход.
Шаг 1. Выслушать клиента.
Клиента нужно выслушать до конца – безоценочно, внимательно, не перебивая. Продавцы часто торопятся: стоит клиенту сказать слово, как они начинают отвечать, будто уловили его мысль полностью. Они хотят быстрее продать и не думают о том, что только усиливают негативные эмоции покупателя. Если дать ему выговориться, он успокоится, у него появится ощущение, что его мнение важно. К тому же, продавец получает дополнительную информацию о его потребностях, которую сможет в дальнейшем использовать в разговоре.
Важно:
- Не спорьте с клиентом.
- Не пытайтесь сказать, что он неправ.
- Избегайте дискуссионной манеры разговора.
- Помните, что выслушивая клиента, мы одновременно получаем информацию и даем ему возможность почувствовать собственную ценность для вас.
Шаг 2. Согласиться.
Это сложный шаг для людей нашего менталитета. Многим бывает даже сложно понять, с чем именно соглашаться. Нередко продавец, как в нашем кейсе, делает сразу две ошибки: подтверждает, что дорого – то есть соглашается с возражением - и тут же торопится привести контраргумент о качестве товара.
На самом деле соглашаться надо не с возражением, а с правом клиента иметь свою точку зрения. У покупателя есть важные аргументы, о которых продавец может только догадываться. Возможно, клиент хочет понять, в чем заключается ценность продукта, или не уверен, что цена является оптимальной с точки зрения характеристик товара, или не видит выгод сделки. А может, у него просто не хватает денег.
Если продавец оказывает давление, он не дает ситуации развиться: покупатель испытывает стресс и хочет завершить неприятный разговор. В этом случае бесполезно предлагать ему тест-драйв или демонстрировать преимущества продукта. Сначала надо сделать шаг к тому, чтобы стать союзником.
Полезные фразы:
- Я вас понимаю.
- Я часто об этом слышу, и в этом есть резон.
- Хорошо, что вы сказали об этом.
- Вы правы, что привлекаете внимание к этому вопросу.
- Да, на первый взгляд кажется, что так и есть, но все же…
Шаг 3. Задать уточняющие вопросы.
Важно понять, что скрывается под словом дорого или за любым другим возражением. Вопрос «Почему так дорого?» равен вопросу «За что я плачу?» Возможно, клиент не понимает до конца ценности товара или проводит сравнение с продуктом, имеющим другие характеристики.
На этапе исследования нужно задавать вопросы до тех пор, пока мотивы клиента не станут понятны. Среди этих вопросов – «С чем сравниваете?» Еще один вопрос – «С кем сравниваете?» Ведь характеристики предлагаемого решения часто зависят от возможностей провайдера: не всегда индивидуальный предприниматель может предоставить тот же пакет, что организация. А значит, фактически речь идет о двух разных продуктах. Важно выяснить, какие у клиента критерии выбора помимо цены. Чем больше получится узнать об интересах покупателя на третьем этапе, тем лучше.
Полезные вопросы:
- С чем сравниваете?
- С кем сравниваете?
- Каков бюджет на покупку?
- Важна цена как таковая или возможность заработать?
- Цена – это единственный критерий выбора?
Шаг 4. Ответить на возражение.
Часто это единственный шаг из шести, который делают большинство продавцов. Четвертый шаг – это обращение к логике покупателя. Но с ней сложно работать, если упустить эмоциональную составляющую. Если клиент возмущен дороговизной, то он будет глух к любым аргументам. Найти хорошие фразы для ответа – не проблема. У большинства продавцов есть на этот случай прекрасные заготовки. Сложность в том, что обычно они их приводят не в тот момент, когда клиент готов воспринять ответ.
Шаг 5. Задать контрольный вопрос.
Большинство продавцов думает, что достаточно ответить на возражение, и останавливаются на этом. А здесь важно понять, поверил ли клиент в то, что вы говорите, ведь если у человека остались сомнения, он не дойдет до сделки. Нужно задавать контрольные вопросы и не только выслушивать ответы, но и следить за невербальными реакциями покупателя. Если его согласие – всего лишь формальность, он отводит глаза и его голос полон сомнений – значит, нужно возвращаться к первому шагу, выслушивать его возражения и дальше идти по алгоритму. Сделать это нужно столько раз, сколько необходимо, чтобы достичь истинного согласия.
Контрольные вопросы:
- Я полностью ответил на ваш вопрос?
- Мы можем говорить о…?
- Мы можем перейти к…?
Шаг 6. Переход к другой теме.
Если возражение удалось успешно пройти – сместите фокус разговора с обсуждаемой опции. Как только вы видите, что клиент принял ваши аргументы, помогите ему переключиться на другой вопрос. Например, обсудить график платежей или подбор цвета.
Варианты изменения темы:
- Итак, график платежей…
- Вы упомянули, что удобнее будет сначала…
- Можем ли мы обсуждать…
Обычно при продаже сложных товаров и услуг возникает не одно, а несколько возражений. Каждое из них нужно обрабатывать по 6-шаговому алгоритму. Напомним, что работа по этим шести шагам дает продавцу возможность превратиться из оппонента клиента в его партнера, а это – залог успеха.
Пример использования алгоритма по работе с возражениями
Описание ситуации. Импортеры фанеры постоянно сталкивались с возражением закупщика: «Ваша фанера стоит на 2% дороже аналогичных предложений других продавцов. Разница в 2% на наших объемах и частоте закупок оказывается весьма чувствительной. Вы – отличная компания, но это дорого». Часто в ответ персонал объяснял, что мы импортируем продукт высокого качества, в его стоимость входят расходы на растаможку и т. д. На что клиент справедливо возражал: «Это не наша проблема, а ваша!»
Возможный ответ с использованием 6-шагового алгоритма обработки возражения:
— Ваша фанера стоит на 2% дороже рынка. На наших объемах и частоте закупок – это значительная переплата.
Шаг 1: - Продавец молча выслушал, после чего сделал шаг 2: Согласился с правом клиента иметь такую точку зрения:
— Согласен, цена - это важный критерий работы с поставщиком. И это разумно - не переплачивать.
Шаг 3: Продавец провел исследование:
— Скажите пожалуйста, бывают ли случаи, когда клиент приходит, а товара нет на складе?
— Ну, с кем не бывает.
— А как вы обычно поступаете в таких ситуациях?
— Как и все, покупаем товар у конкурентов.
— Насколько цена покупки у конкурента отличается от цены поставщика?
— Ясно, что отличается. А что нам делать? Не всегда спрос можно точно предсказать, а раздувать склад я тоже не могу.
Шаг 4: Наладив контакт с покупателем, продавец перешел к аргументации:
— Понимаю ситуацию и предлагаю из нее выход - консигнационный склад – способ работы, при котором у вас товар всегда в наличии с меньшими затратами.
Это значит, во-первых, что количество ситуаций, когда заказ уходит из-за отсутствия товара на складе, сокращается до минимума. Кроме того, мы понимаем, что ушедший клиент уводит также весь перечень сопутствующих товаров (как правило, высоко маржинальных) к конкуренту. В предлагаемом решении клиент закупает весь сопутствующий товар у вас, так как всегда в наличии представлен основной товар.
Во-вторых, при отгрузках с консигнационного склада напрямую вашим клиентам вы экономите x евро-м3 за манипуляции при выгрузке-погрузке. А это 3% скрытых затрат, от которых вы будете избавлены при работе с нашим предложением. Это экономия в 1%.
В третьих, при покупке недостающего товара через стоки импортеров вы переплачиваете минимум 5-7%. С консигнационным складом это будет стоить всего 2%. Значит, дополнительная экономия составит 3-5%.
Текущая разница в цене - это 2%, верно? Тогда получается, что итоговая экономия в обычных условия работы через консигнационный склад составит 1% денежных средств. А в ситуациях перекупа у конкурентов – до 6%. На ваших объемах и частоте закупок это значительная цифра – от Х000 до Х0000 у.е.
Шаг 5: После этого продавец задает контрольный вопрос:
— Были ли расчеты достаточно убедительны для вас? Сможете ли вы экономить на работе с поставщиками, не увеличивая склад и при этом повышать продажи? Смогли мы убедиться наличии реальной возможности экономить на работе с поставщиком, не увеличивая склад повышать продажи?
— Пожалуй, да.
Шаг 6: И сейчас самое время перейти к другой теме:
— Отлично, тогда давайте обсудим, какой объем закупок…
Начните работать с возражениями своих клиентов по этой схеме, не пропуская ни одного из этапов, и вы увидите, насколько конструктивнее станут ваши коммуникации.
Обращаем ваше внимание на комплексный курс повышения квалификации сотрудников отдела продаж «Продавец под ключ», преподавателем которого является Марина Кожурова.
Начало программы в Витебске: 2 марта.
Структура программы:
2, 3, 4 марта 2020
Модуль 1: Эффективные телефонные переговоры: как продавать вслепую
9, 10 марта 2020
Модуль 2: Говорящее коммерческое предложение
3, 4, 6, 7 апреля 2020
Модуль 3: Переговоры при личной встрече: искусство договариваться
4, 5 мая 2020
Модуль 4: Работа с недовольным клиентов: разбор полетов
Время проведения занятий: 10.00 - 13.15
Предлагаем возможность построить индивидуальную программу обучения, самостоятельно выбрав количество и набор модулей, а так же суммарную стоимость. По окончании полного курса участникам выдается сертификат Бизнес-школы ИПМ и свидетельство о повышении квалификации государственного образца.
Узнать подробнее о курсе и забронировать место можно по ссылке.
Запись по номеру: + 375 29 818 41 48.
Календарь курсов и семинаров в Витебске >>