Белорусские парламентские выборы – лакмусовая бумага диалога с Западом
В Беларуси на финишную прямую вышла кампания по выборам депутатов Палаты представителей Национального Собрания.
Одна из главных интриг предстоящего политического мероприятия заключается в том, насколько она оправдает ожидания Европейского союза, как скажется на дальнейших отношениях с западными странами. Эксклюзивным комментарием на тему белорусско-европейского диалога с порталом Gorodvitebsk.by поделился известный латвийский политик, депутат Европейского парламента Андрей Мамыкин.
Обстановка вокруг нынешних выборов пронизана множеством линий и разнонаправленных тенденций. Каждая из участвующих и наблюдающих за процессом сторон преследует свои собственные, декларируемые и подспудные интересы.
Официальный Минск стремится продемонстрировать открытость, позитивную картину выборов в целях приобретения дополнительных козырей для дальнейшего диалога с Европой, расширения пространства для маневра, укрепления позиции в переговорах с ближними и дальними соседями по экономическим вопросам, позиционирования себя в качестве страны-моста, страны-миротворца, с которой невыгодно разговаривать языком санкций. При этом белорусские власти продолжают придерживаться курса на сохранение контролируемости всей политической системы. Тем не менее, предпринимаются беспрецедентные меры для признания выборов международным сообществом.
Сохранение стратегического партнерства с Россией остается приоритетным направлением белорусской внешней политики. Несмотря на это, Москва с некоторой долей ревности и настороженности наблюдает за маневрами младшего брата на западном фронте. Ослабление своего влияния и гипотетическое ограничение участия Беларуси в реализуемых на постсоветском пространстве интеграционных проектах явно не соответствуют интересам российской стороны.
Европа пытается нащупать точки для дальнейшего прогресса в диалоге, одним из индикаторов успешности которого призваны служить нынешние выборы.
Запад с одобрением воспринимает нейтральную позицию и миротворческую роль Беларуси в свете украинских событий, обусловивших обострение противостояния России с ЕС и США. За пару лет в сознании европейцев и американцев закрепился «демонический образ» российского «медведя», которого необходимо сдерживать и ограничивать всеми доступными, в том числе военными, средствами.
Свои собственные интересы защищает белорусская оппозиция, ранее практически монопольно владевшая каналом политической коммуникации с западными странами. Не дожидаясь конечных результатов нынешней кампании, экс-кандидат на пост президента 2010 года Николай Статкевич объявил, что выборы являются организованным властями «театром», ответом на который должен быть массовый гражданский протест. Хотя после украинских событий с еще большей очевидностью закрепилась тенденция -- большинство белорусов не склонны к решению своих проблем через уличные акции.
Не углубляясь в анализ многослойного конфликта интересов на региональной шахматной доске, все же можно констатировать -- отношения Беларуси и Европейского союза переживают новый ренессанс, прерванный после президентских выборов 2010 года. Причем наряду с давно налаженным треком «Европа – оппозиция, гражданское общество» все отчетливее кристаллизируются новые подходы ЕС к взаимодействию с официальными белорусскими властями.
Индикаторами готовности ЕС к приданию новых импульсов диалогу с официальным Минском традиционно служили результаты крупных избирательных кампаний в нашей стране. Точнее, степень их соответствия стандартам ОБСЕ. Нынешние выборы -- не исключение. От их оценки будет зависеть эффективность белорусской парламентской дипломатии на западном направлении, уровень контактов Палаты представителей с парламентами европейских стран и влиятельными международными организациями.
Вопрос признания белорусского парламента Европейским союзом остается открытым
До сих пор западные парламентарии не признают белорусских коллег, отказывая им в демократической легитимности. Европа продолжает настаивать: белорусские власти игнорируют призывы международного сообщества к реформированию избирательной системы и создают непреодолимые барьеры для прохождения в законодательный орган неассоциированных с властной вертикалью политиков. По оценкам европейских политиков, подтверждением проблемы служит отсутствие в белорусском парламенте представителей оппозиции, которые, в свою очередь, обвиняют власти в массовых фальсификациях и нарушении демократических процедур. Поэтому часть европейцев придерживается мнения, что с официальным Минском должен вестись ограниченный диалог, который может быть расширен только после реального прогресса в сфере обеспечения политических прав и свобод.
Альтернативный взгляд
Некоторые европейские политики настроены не столь категорично, полагая, что не изоляция, а диалог и регулярные контакты могут способствовать поступательному приближению белорусского парламента и избирательной системы к европейским стандартам.
В июне прошлого года белорусскую столицу посетила Делегация Европарламента по связям с Беларусью. Визит состоялся после пятилетнего перерыва (после президентских выборов 2010 года отношения с ЕС были близки к точке замерзания), поэтому он по праву считается историческим. Заместитель главы Делегации, известный политический деятель, депутат Европейского парламента от Латвии Андрей Мамыкин поделился с порталом GorodVitebsk.by впечатлениями о своих поездках в Беларусь:
«Первый визит Делегации белорусские власти страны воспринимали несколько настороженно, но, видя неподдельную заинтересованность евродепутатов, охотно сотрудничали по многим вопросам. И это власть продемонстрировала в августе 2015 года, когда были освобождены политзаключенные.
В декабре того же года состоялся еще один визит социал-демократов Европы. В этот раз поднимался вопрос об активизации женских политических движений. Хотя в Беларуси со стороны властей идет очень неплохая поддержка женских политических и культурно-образовательных структур. И, видя результаты последних выборов президента, можно отметить значимую роль женщин в белорусской политике. Татьяна Короткевич заняла второе место в главном политическом соревновании. Это дорогого стоит! Роль женщин в общественной жизни в Беларуси достаточно высока.
Не посещая страну, а только упрекая в реальных и нафантазированных проблемах, добиться прогресса в развитии отношений невозможно. Некоторые члены делегации до визита в Минск полагали, что страна находится в бедственном положении. Но, познакомившись с реальным положением дел, поубавили свой критиканский пыл. Шведский социалист из делегации был очень удивлен уровнем жизни народа, так как до визита считал, что в Беларуси жители катастрофически недоедают и почти полностью лишены медицинского обслуживания.
В январе 2016 года распакован проект по приграничному сотрудничеству. 15 лет по этому и другим вопросам ЕС не вел диалог с властями Беларуси. Остаются до сих пор запреты въезда в ЕС для ряда ключевых руководителей. Очень ревностно отстаивают продление санкций против нынешних властей Беларуси некоторые европейские политики. Но при таком подходе сложно что-то ожидать от властей в Минске.
Осенью этого года пройдут очередные выборы депутатов Палаты представителей Национального Собрания Беларуси. Основное ожидание связано с тем, чтобы выборы прошли спокойно, была обеспечена максимальная прозрачность процесса голосования и подсчета голосов. Хотелось бы членам Делегации снятия судимости и полного освобождения лиц, которых в Европе считают политическими заключенными, но нужно учитывать и реалии белорусской политической ситуации. Некоторые из них находятся в тюрьме за порчу имущества и сопротивление властям. А эти деяния караются в любой цивилизованной стране, рассчитывать на снисхождение в таких случаях сложно.
Много еще сложностей и иного порядка, быстро наверстать упущенное за многие годы трудно. Но необходимо убирать препятствия к открытости и сотрудничеству. А взаимодействие ЕС с Беларусью во многом строится по нормам 1986 года, регулировавших взаимоотношения со странами Совета экономической взаимопомощи. Тридцать лет прошло, но не приходило в голову европейским политикам мысль о необходимости переработки правовых норм взаимоотношений с крупной европейской страной. Необходима выработка иной, обновленной основы взаимодействия всего ЕС с Беларусью».
Политический реализм или ценностный подход?
Если вернуться к широкому контексту, на отношения Евросоюза с Беларусью прямое или косвенное влияние продолжают оказывать факторы, связанные с конфликтом в Украине, региональной безопасностью, тектоническим разломом по линии Россия-Запад, антиевропейским террористическим джихадом, миграционным кризисом. По сути, сегодня для ЕС вопросы войны и мира, устойчивости самого интеграционного проекта вышли на первый план. Охваченной турбулентными потоками Европе жизненно необходимы надежные и предсказуемые партнеры на границах. В рамках формируемой Евросоюзом новой политики в отношении восточных соседей Беларусь, демонстрирующая готовность к конструктивному диалогу, продолжает представлять интерес. На эту тенденцию грядущие выборы вряд ли окажут решающее влияние. Тем не менее, европейская оценка критически важна с точки зрения закрепления позитивной тональности, поступательной динамики развития отношений, а в долгосрочной перспективе – для дальнейшей трансформации и выхода, пусть и маленькими шагами, всей политической системы на качественно новый уровень.
В следующие четыре года новому парламенту предстоит найти ответы на ряд вызовов, связанных как с внутренними проблемами, так и стремительно меняющейся ситуацией в регионе. Помимо нормализации диалога с ЕС, не менее важно сохранить оптимальную линию и баланс интересов в выстраивании взаимоприемлемых отношений с Россией, США, Китаем, другими мировыми игроками, международными организациями. Примеров государств, потерявших чувство равновесия, наберется не мало. Стоит только вспомнить, что, за исключением Беларуси, все страны-участницы программы Евросоюза «Восточное партнерство» -- Украина, Молдавия, Азербайджан, Армения, Грузия -- оказались втянуты в межнациональные и межгосударственные конфликты разной степени интенсивности. Торжествующая в последнее время среди мировых центров силы логика игр «с нулевой суммой», в которых не бывает двух победителей и компромиссов, заставляет подходить к вопросам выстраивания внешней политики с особой расчетливостью.
Максим Петренко
Валерий Амбросов (специально для портала Gorodvitebsk.by)
Смотрите похожие новости:
Градус критики в адрес Беларуси снижается >>>