Косплей, косплееры и места, где они обитают!
Многие, при слове «косплей» начинают теряться. А что это такое? А он у нас вообще есть? Да, и среди знающих отношение к косплею абсолютно разное: кто-то это считает детской забавой, кто-то отклонением в развитии, кто-то временным хобби, а кто-то «второй работой». Сегодня мы решили узнать, что же такое косплей, кто такие косплееры и где они обитают. И в этом нам поможет один из знаменитых косплееров Беларуси – Александр Кузьменков, он же Hvit Ulv.
Два года назад, загоревшись идеей сделать косплей Геральта из всеми любимой вселенной «Ведьмак», Александр начал пропадать вечерами в мастерской, где научился ковать мечи, делать броню и узнавать тонкости пошива. Для новичка задача сделать серьезный косплей «по канону» невозможна, но не для нашего героя статьи. Справившись с костюмом, он начал завоевывать гран-при фестивалей разных стран: от Беларуси до Германии.
- С чего все началось? Почему именно косплей?
«Я люблю рисовать всякое разное. Персонажей и прочее. Но, так как дальше рисунка этого не заходит, то нужно было найти выход молодецкой удали. И как раз таким выходом получился косплей. Там можно ручками что-то сделать. При условии, что до этого я занимался исторической реконструкцией, где ты делаешь что-то строго по источникам. То в принципе как делать строго по источникам здесь я уже понимал. Хотя, здесь не настолько все жестко. Потому что тебя никто не заставляет собирать Космодесантника (Вселенная Warhammer) в полный размер, чтобы он при этом весил 300 килограмм на стероидах. Ну и плюс варианты материалов, подачи и прочего. Можешь сделать из стали, можешь сделать из линолеума.
Началось все с того, что попал я на UniCon в 2015 году. Понял, что, ага, так вот можно оказывается. Как в том мемчике. Там же встретил девочку, которая меня вдохновила на все это дело очень. Ух, там такой образ Кассандры Петагаст (Вселенная Dargon Age). Тот момент, когда косплей лучше, чем образ в игре. И она такая: возьми и сделай. Я: Окей, сделаю. Но, мое тотемное животное это или Панда, или Ленивец. Поэтому мне нужен был толчок. Толчком стала встреча с главой нашего стенда (стенд Ведьмак на UniCon). Мне сказали, что хорошо, ты пойдешь к нам на стенд Геральтом. А значит нужно что-то делать. Учишься шить, ковать, работать с кожей. Все подряд, короче.
А потом я такой решил, что хочу сложнее, хочу больше деталей, хочу больше страданий *смеется*. Взялся за второй, который посложнее. И его тоже получилось сделать. Сейчас еще сложнее вариант делаю».
- Расскажи, пожалуйста, поподробнее как ты готовил свой первый костюм. Чему пришлось научиться, с какими проблемами столкнулся?
«По поводу первого костюма. При условии, что образ был выбран более-менее средневекушный, источников нет. То сложности как таковых было не очень много, ибо до этого я занимался реконструкцией и некоторые тонкости осознавал. Плюс хорошо, что здесь в Минске у меня хороший учитель, который поможет, расскажет, как кожу правильно покрасить, как ее налощить.
Но основная проблема в том, что у тебя нет лекал каких-нибудь, нет источников. У тебя компьютерный рендер. Ты сидишь и догадываешься. Методом проб и ошибок ты находишь косяки, которые появился еще на момент отрисовки костюма, именно у разработчиков. Допустим, когда я сделал Волка (Снаряжение школы Волка из Ведьмак 3), основная проблема была в том, что сделал я один в один, но у меня не опускались руки. На отрисованной модельке все было хорошо, а на физическом уровне из-за неправильных пропорций в компьютерной модели, руки не опускались. Вопрос логичного переноса из первоисточника в жизнь.
Чему пришлось научиться? Работа с гравером, наверное. Потом правильный пошив кожи. Раньше у меня был один единственный шов, которому меня еще в детстве научили и я им все шарашил. А тут дело посложнее и поинтереснее. Многому приходится учиться”.
- Что для тебя персонально несет понятие косплея?
«Это дает возможность, как минимум, пообщаться с огромным количеством интересных людей. Обмениваться точками зрения. Что касательно образа, что касательно крафта, что касательно подхода к созданию образа. Допустим, я в этом плане человек очень строгий и жесткий. Я не люблю, когда делают какой-то образ, но понятие не имеют что это. Т.е. увидели визуально, о, клево, я делаю. Но при этом не знают ни характера персонажа, ничего о нем абсолютно. Тут тоже идет обмен мнениями как правильно, как лучше. Соблюдать ли канон. Это как трактовка «художник нарисовал синие занавески и что он хотел этим сказать?» И, да, как я уже говорил, это возможность что-то покрафтить, создать что-то своими руками.
По факту, для меня косплей – это возможность делать то, что нравится мне. То, что нравится другим. С моей основной работой, с дизайном, у меня пока что не все так хорошо, как с косплеем. Это некая самореализация и возможность показать, что если в одном месте у меня что-то не получается. То я могу в другом месте сделать что-то хорошо. Возможно даже лучше, чем хорошо. \
Как и ролевое движение, для меня косплей – это возможность некого эскапизма. Возможность свалить от насущных проблем в мастерскую, на фестиваль, на тусовку. А, если ты при этом еще подключаешь ассоциативку с персонажем, то это как лечь поспать. Ты выключился как Саша – недодизайнер, недоиллюстратор и включился как Геральт, который крафтер, который фехтовальщик».
- Рассматриваешь ли ты свое увлечение с точки зрения культуры? С чем ты можешь сопоставить? Или это чисто все по фану?
«Сама терминология слова «культура» довольно водянистая. Потому что у нас есть культура веганства, культура хипстеров. Есть субкультуры. К культуре косплей я не могу отнести. А, вот, к субкультуре очень даже. Хотя, в зависимости, какие источники. Ты можешь использовать книжный источник, который считается культурным наследием. Тот же Толкиен, Сапковский и прочие. И, если ты берешь, переносишь оттуда образ и при этом, ты не просто его переносишь.
Вернемся к тому, что такое косплей. Cosplay – cos – costume, play – отыгрыш. У тебя должен быть перенос самого образа, характера поведения, даже жесты и мимика. Довольно часто, с тобой не только фотографируются, но и спрашивают про фандом. Многие заинтересовываются, начинают книжки читать, смотреть какие-нибудь очень олдовые фильмы.
Многие, увы, пока что не понимают. Для них это какое-то баловство. Лучше бы на заводе работали».
- А если говорить конкретно про ценности, которые может принести эта субкультура человеку?
«Если сравнивать с галереей. Ты приходишь в галерею и видишь 2D-штуку. Ровно такой же эффект, когда ты смотришь фильм, играешь в игрушку, читаешь книгу, ты видишь 2D-экспонат. В плане косплея у тебя есть возможность увидеть это в 3D. Это перенос картинки в жизнь. Неужели никому не хотелось пощупать Мону Лизу или проверить, насколько вкусные персики у «Девочки с персиками»? Такая возможность есть. Тем более ты можешь пообщаться, прям с персонажем».
- Считаешь ли ты, что косплей можно изучать как культуру?
«Сложно сказать. Потому что у нас это пока не так развито. У нас это подвальное хобби. Варгеймы (настольная игра Wargaming) были с настольщиками и прочее. Как к нам Warhammer пришел. Сейчас это нормальная тема, когда куча потных мужиков собираются в одном помещении. У них здоровенный чемпионат с огромными призовыми, с покрашенными миньками и прочим. Начиналось это с обычной комнаты.
Если смотреть касательно Беларуси. То мы пытаемся расти в этом плане, но пока что это «мелкий пошиб». Но, смотря как к этому народ относится, это скорее такая закрытая тусовочка».
- И сложно в эту тусовочку попасть?
«Не, попасть легко. Потом вылезти из нее сложно *смеется*. Попасть вообще на раз. Прям как в секту. Но мы зато квартиры не переписываем».
Владислава Владимировна
Фото Akami