А кто мешает вашему бизнесу?
О том, для чего нужны эффективные стандарты продаж и обслуживания и какие этапы необходимо пройти на пути к их разработке, рассказывает Татьяна Чуяшова, бизнес-тренер и преподаватель курса «Стандарты продаж и обслуживания: методы разработки и принципы внедрения» Бизнес-школы ИПМ.
Звонок в офис компании по продаже запчастей к самолетам:
- Здравствуйте, в ваших магазинах есть крылья для самолетов?
- Здравствуйте. Должны быть.
- Подскажите адрес, в какой магазин ехать?
- Позвоните мне через 15-20 минут – я посмотрю.
… за 15-20 минут потенциальный клиент обзванивает другие компании и уже едет за своим крылом от самолета.
Пациент частной клиники, придя на прием, получил выговор от администратора за то, что забыл надеть бахилы. А потом еще и от доктора: «А что ж вы так зубки запустили?!»
А в магазинах консультанты пожимают плечами на вопросы покупателей и говорят: «Не знаю».
Еще недавно бытовало мнение, что такое отношение к клиентам свойственно компаниям, появившемся еще в 90-ые и до сих пор работающих по старинке. Но, с сожалением могу отметить, что молодые современные компании часто не могут наладить работу с клиентом.
Причина: отсутствие знаний и навыков по технике продаж и непонимание, что же такое сервис, качественное обслуживание.
Хорошая новость: все можно поправить! Отличным решением проблем с системой продаж может стать разработка и внедрение «Стандартов продаж и качественного сервиса».
Хотя и здесь мы сталкиваемся с некоторыми нюансами. Главный из них – отсутствие стандартов по написанию стандартов. Поэтому в этом вопросе мы опираемся на опыт работы с представителями разных сфер бизнеса, на знание технологии продаж и, обязательно, специфику компании-заказчика.
Вот несколько практических советов, какие этапы вам необходимо пройти на пути к своим Стандартам:
- Анализ текущей ситуации
Данный этап предполагает интервью с представителями подразделений и получение имеющихся стандартов и регламентов. Обязательно исследование «тайный покупатель» и полевое наблюдение за работой персонала. Также необходимо отметить точки контакта с клиентами и этапы работы, попросить персонал написать списки проблемных кейсов в их работе и типичных возражений клиентов.
Совет: по итогам этого этапа вы, скорее всего, найдете недочеты в работе персонала. Ни в коем случае нельзя использовать эту информацию для санкций. Помните цель – разработка Стандартов продаж и обслуживания. Если сейчас начать наказывать персонал, то до этапа внедрения все разбегутся или устроят саботаж.
- Разработка Стандартов
На данном этапе работа ведется от составления общего плана будущих стандартов до наполнения скриптами, сценариями и правилами. Какую логику вы выберите – во многом зависит не только от отрасли вашей Компании, но и от существующих на сегодня проблем в коммуникации с клиентом.
Совет: не старайтесь все разрабатывать самостоятельно, даже если это ваша непосредственная функция. Намного эффективнее бывает подключить к процессу других заинтересованных участников.
- Внедрение Стандартов
На финальном этапе необходимо ознакомить персонал со Стандартами и провести обучение по ним.
Совет: нельзя пренебрегать этапом обучения. Здесь вы сможете узнать и отработать возражения персонала, увидеть, что вызывает сопротивление. Объясните им логику Стандартов и дадите инструменты, с помощью которых создавали те или иные скрипты и сценарии. Так люди смогут почувствовать свою причастность к созданию Стандартов и им легче будет ими пользоваться в дальнейшем.
И еще один очень важный момент! Не создавайте Стандарты навсегда. Сейчас мир вокруг непрерывно меняется. Меняемся и мы, и наши клиенты. И если ваши стандарты не дорабатывались последние 2-3-5 лет, то, к сожалению, можно констатировать, что Стандартов у вас в компании нет. В идеале их нужно пересматривать раз в полгода - год (в зависимости от сферы вашей деятельности).
Создать самостоятельно Стандарты, которые станут работающим инструментом для вашей Компании, может быть не просто. Особенно если раньше вы этим не занимались. В этом случае может быть два пути решения: привлечь эксперта или пройти дополнительное обучение и разработать Стандарты самостоятельно.
Сформировать базовые стандарты продаж и обслуживания клиентов для своей компании, овладеть инструментами внедрения технологии обслуживания, создать систему наставничества и обучения персонала у себя в компании вы сможете на курсе Татьяны Чуяшовой «Стандарты продаж и обслуживания: методы разработки и принципы внедрения», который стартует 5 ноября.