Маргарита Девялтовская отметила, что экранная зависимость или интернет-зависимость сегодня зафиксированы в Международной классификации болезней и проблем со здоровьем Всемирной организацией здравоохранения. "Зависимость от гаджетов имеет все те же признаки, что и другие зависимости. Человек не может контролировать свое отношение к какому-то предмету или объекту", - сказала она.
По ее словам, интернет-зависимость или зависимости от гаджетов на уровне физиологии вызывает изменение в структуре головного мозга, в первую очередь в лобных долях. "Такие же изменения, как при зависимости от психоактивных веществ. Это структурное изменение мозга, и, безусловно, оно приводит к более глубоким изменениям психики, чем просто психологические проблемы", - отметила Маргарита Девялтовская.
Доктор медицинских наук рассказала, что влияние гаджетов на ребенка начинается еще в утробе матери. "Молодые мамы, будучи беременными, общаются в основном в режиме онлайн. Ребенок еще внутриутробно лишен тактильной, сенсорной и адекватной аудиальной стимуляций", - поделилась она.
После рождения мозг ребенка активнее всего развивается до трех лет. "Сегодня мы имеем ситуацию, что иногда экран влияет на ребенка уже в возрасте до года. В возрасте до трех лет чем больше влияния экрана на ребенка, тем хуже растут нейроны. Это прямое влияние на структуру головного мозга", - поделилась доктор медицинских наук.
Ситуация, когда в младенчестве ребенок может проводить час-два, глядя на экран, - очень распространенное явление, отметила Маргарита Девялтовская. "Более того, иногда это является предметом гордости родителей. Они говорят, что вот ребеночек в 9-10 месяцев уже понимает, что на кнопочки телефона надо давить. А если ребенок 1,5 года может сам включить мультик, это вызывает вообще восторг у родителей", - рассказала она.
"Гаджеты и экран влияют не только на структуры головного мозга, не только на психику ребенка, но и на когнитивное развитие. Если рассматривать иерархию, то у нас есть морфология - воздействие на сами структуры мозга. У нас есть соматические проявления зависимости, и у нас есть когнитивная функция, то есть функция интеллектуальная. Влияние экрана приводит к тому, что происходит когнитивная дезорганизация", - поделилась Маргарита Девялтовская.
Особо выделила доктор медицинских наук соматические моменты. "К нам на консультации попадают дети с соматической симптоматикой. Родители жалуются, что ребенок начинает пропускать школу, потому что он ночью сидит за компьютером. У ребенка нарушения сна, раздражение глаз, вопросы по осанке. Хотелось бы все-таки, чтобы родители обращали внимание на проблемы у ребенка до наступления таких серьезных ситуаций", - поделилась мнением Маргарита Девялтовская.
Она рассказала про еще одно следствие экранной зависимости. "Когда ребенок, подросток, взрослый получает всю информацию через экран, у него идет визуальное и аудиальное восприятия. Но абсолютно отсутствует сенсорное восприятие, то есть абсолютно отсутствует коммуникативные моменты, связанные с живым общением", - отметила она.
Доктор медицинских наук подтвердила, что подростку страдающему от интернет-зависимости, сложно вернуться в реальный мир. "Он находится в том мире, который для него очень удобен, где все ситуации решаются простым нажатием кнопочек. И когда у такого ребенка возникает реальная жизненная ситуация, он пытается вернуться в привычный, удобный для него мир интернета", - отметила она.
Также последствиями экранной зависимости Маргарита Девялтовская назвала депрессию, стрессовое расстройство и суицидальное поведение. "Когда дети в интернете очень легко кого-то убивают, переходят на следующий уровень, и там убитый уже воскресает, у них полностью нивелируется понятие смерти. И чем больше ребенок находится в интернет-жизни, тем сложнее у него потом проблемы, требующие медицинского вмешательства", - подвела итог доктор медицинских наук.