Возражение клиента как подарок
Возражения высказывают вслух далеко не все покупатели, большинство из них предпочитают уйти молча. Поэтому если клиент разговаривает с вами, пусть даже выражает недовольство, - он делает вам подарок, давая возможность сделать следующий ход.
Предлагаем вашему вниманию мини-кейс «Шесть шагов по работе с возражениями, из которых продавцы используют только один».
Кейс разбирает руководитель Школы продаж Бизнес-школы ИПМ Марина Кожурова, преподаватель программ «Продавец под ключ» и «Стратегия перехвата клиента в условиях высокой конкуренции»
Кейс:
Покупатель: Почему так дорого?
Продавец: Зато у нас качественный товар. Импортные комплектующие…
Покупатель уходит
Покупатель изначально недоволен высокой ценой, и продавец только усиливает его раздражение. Чтобы этого не произошло, сначала нужно поработать с эмоциями покупателя, установить доверие, и только потом приводить свои аргументы. На этом принципе построен 6-шаговый алгоритм по работе с возражениями. Каждый шаг алгоритма меняет ход событий, помогая продавцу из оппонента покупателя превратиться в его партнера.
Шаг 1. Выслушать клиента.
Клиента нужно выслушать до конца – безоценочно, внимательно, не перебивая. Продавцы часто торопятся: стоит клиенту сказать слово, как они начинают отвечать, будто уловили его мысль полностью. Они хотят быстрее продать и не думают о том, что только усиливают негативные эмоции покупателя. Если дать ему выговориться, он успокоится, у него появится ощущение, что его мнение важно. К тому же, продавец получает дополнительную информацию о его потребностях, которую сможет в дальнейшем использовать в разговоре.
Важно:
- Не спорьте с клиентом
- Не пытайтесь сказать, что он неправ
- Избегайте дискуссионной манеры разговора
- Помните, что выслушивая клиента, мы одновременно получаем информацию и даем ему почувствовать ценность в наших глазах
Шаг 2. Согласиться
Это сложный шаг для людей нашего менталитета. Многим бывает даже сложно понять, с чем именно соглашаться. Нередко продавец, как в нашем кейсе, делает сразу две ошибки: подтверждает, что дорого – то есть соглашается с возражением - и тут же торопится привести контраргумент о качестве товара.
На самом деле соглашаться надо не с возражением, а с правом клиента иметь свою точку зрения. У покупателя есть важные аргументы, о которых продавец может только догадываться. Возможно, клиент хочет понять, в чем заключается ценность продукта, или не уверен, что цена является оптимальной с точки зрения характеристик товара, или не видит выгод сделки. А может, у него просто не хватает денег.
Если продавец оказывает давление, он не дает ситуации развиться: покупатель испытывает стресс и хочет завершить неприятный разговор. В этой ситуации бесполезно предлагать ему тест-драйв или демонстрировать преимущества продукта. Сначала надо сделать шаг к тому, чтобы стать союзником.
Полезные фразы:
- Я вас понимаю.
- Я часто об этом слышу, и в этом есть резон.
- Хорошо, что вы сказали об этом.
- Вы правы, что привлекаете внимание к этому вопросу.
- Да, на первый взгляд кажется, что так и есть, но все же…
Шаг 3. Исследование
Важно понять, что скрывается под словом дорого – или любым другим возражением. Вопрос «Почему так дорого?» почти равен вопросу «За что я плачу?» Возможно, покупатель не понимает до конца ценности товара или проводит сравнение с продуктом, имеющим другие характеристики.
На этапе исследования нужно задавать вопросы до тех пор, пока мотивы клиента не станут понятны. Среди этих вопросов – с чем сравниваете? Еще один вопрос – с кем сравниваете? Ведь объем услуг часто зависит от возможностей провайдера: индивидуальный предприниматель не может предоставить тот же пакет, что организация. А значит, фактически речь идет о двух разных решениях. Важно выяснить, какие у клиента критерии выбора, помимо цены. Чем больше получится узнать об интересах покупателя на третьем этапе, тем лучше.
Полезные вопросы:
- С чем сравниваете?
- С кем сравниваете?
- Каков бюджет на покупку?
- Важна цена как таковая или возможность заработать?
- Цена – это единственный критерий выбора?
Шаг 4. Ответ на возражение
Часто это единственный шаг из шести, который делают большинство белорусских продавцов. Четвертый шаг – это обращение к логике покупателя. Но с ней невозможно работать, если упустить эмоциональную составляющую. Если клиент возмущен дороговизной, то он будет глух к любым аргументам. Найти хорошие фразы для ответа – не проблема. У большинства продавцов есть на этот случай прекрасные заготовки. Проблема в том, что обычно они их приводят не в тот момент, когда клиент готов воспринять ответ.
Шаг 5. Обратная связь
Большинство продавцов думает, что ответить на возражение достаточно, и останавливаются на этом. А здесь важно понять, поверил ли клиент в то, что вы говорите, ведь если у человека остались сомнения, он никогда не дойдет до сделки. Нужно задавать контрольные вопросы и не только выслушивать ответы, но и следить за невербаликой покупателя. Если его согласие – всего лишь формальность, он отводит глаза и голос полон сомнений – значит, нужно возвращаться к первому шагу, выслушивать его возражения и дальше идти по алгоритму. Сделать это нужно столько раз, сколько необходимо, чтобы достичь истинного согласия.
Контрольные вопросы:
- Я ответил на ваш вопрос полностью?
- Мы можем говорить о… ?
- Мы можем перейти к…?
Шаг 6.Переход к другой теме
Если возражение удалось успешно пройти – сместите фокус разговора. Как только вы видите, что клиент принял ваши аргументы, помогите ему переключиться на другой вопрос. Например, обсудить график платежей или подбор цвета.
Варианты изменения темы:
- Итак график платежей…
- Вы упомянули, что удобнее будет сперва…
- Можем ли мы обсуждать…
Обычно при продаже сложных товаров и услуг возникает не одно, а несколько возражений. Каждое из них нужно обрабатывать по 6-шаговому алгоритму. Напомним, что работа по этим шести шагам дает продавцу возможность превратиться из оппонента клиента в его партнера, а это – залог успеха.
Обращаем Ваше внимание на комплексную программу обучения сотрудников отдела продаж "Продавец под ключ", преподавателем которой является Марина Кожурова.
Начало программы в Витебске: 27 марта.
Структура программы:
27, 28, 29 марта 2019
Модуль 1: Эффективные телефонные переговоры: как продавать "вслепую" (12 уч. часов)
4, 5, 9, 10 апреля 2019
Модуль 2: Переговоры при личной встрече: искусство договариваться (16 уч. часов)
22, 23, 24 апреля 2019
Модуль 3: Работа с недовольным клиентов: "разбор полетов" (12 уч. часов)
Предлагаем возможность построить индивидуальную программу обучения, самостоятельно выбрав количество и набор модулей, а так же суммарную стоимость.
Более подробно о программе читайте по ссылке.
По окончании полного курса участникам выдается сертификат Бизнес-школы ИПМ и Свидетельство о повышении квалификации Государственного образца.
Запись по номеру: +375 29 818 41 48.
Календарь программ Бизнес-школы ИПМ в Витебске
Ирина Шайкевич