Кто выполняет функции HR в вашей компании?
Зачем компании нужен HR? Сегодня этим вопросом задаются многие руководители, но при этом не всегда знают, какой объем задач выполняют эти подразделения в современном бизнесе. Между тем пренебрежение этим направлением нередко приводит к тому, что HR-функции перекладываются на непрофильных специалистов. В итоге эти специалисты не только отвлекаются от выполнения собственных задач, но и не работают с персоналом системно, из-за чего страдает результат.
Для того чтобы проверить, как выполняются важнейшие функции HR в вашей компании, и помочь выявить зоны роста, предлагаем специальный чек-лист, разработанный Еленой Косяк, руководителем Школы HR в Бизнес-школе ИПМ, преподавателем курса «Школа HR. Базовый курс».
Заполните приведенную ниже таблицу применительно к своей компании.
Функции HR |
Что нужно делать для выполнения этой функции HR? |
Кто занимается этим в вашей компании? |
Стратегическое управление человеческими ресурсами |
· Разработка стратегии работы с персоналом в рамках общей стратегии развития компании. · Постановка целей в работе с персоналом на 1-3 года; · Выбор путей повышения эффективности, включая оптимизацию расходов на персонал и его численности. · Бюджетирование расходов на персонал, которое позволит оценить отдачу от работы с персоналом для компании.
|
|
Планирование и подбор персонала
|
· Расчет необходимой численности персонала определенной квалификации. · Формирование требований к должности. · Выбор источников привлечения кандидатов. · Отбор и оценка кандидатов на соответствие требованиям должности, в том числе: - Сбор и анализ резюме кандидатов, анкетирование; - Проведение телефонных и личных интервью, тестовых заданий, изучение рекомендаций.
|
|
Создание внешнего кадрового резерва |
· Постоянный мониторинг рынка труда по интересующим ключевым должностям. · Составление short-листа кандидатов, к которым компания может оперативно обратиться в случае появления вакансий, в первую очередь, в отношении ключевых должностей в компании. |
|
Адаптация новичков |
· Разработка планов адаптации при вхождении в должность, в подразделение и в компанию. · Ознакомление новичка со стандартами компании, правилами и нормами корпоративной культуры. · Разработка плана обучения на период испытательного срока. · Планирование работы и постановка задач сотруднику на период испытательного срока. · Организация системы наставничества для новичков. Подбор на роли наставников лояльных и опытных сотрудников. · Подведение итогов прохождения испытательного срока на основании выполнения 3 планов: - Плана адаптации; - Плана обучения; - Плана работы на время испытательного срока. |
|
Обучение и развитие персонала |
· Формирование матрицы компетенций, необходимых для компании. · Определение потребностей в обучении с целью закрыть разрыв между требуемыми и имеющимися компетенциями сотрудников. · Формирование годового плана обучения и составление бюджета под этот план. · Определение оптимальных программ для проведения корпоративного и индивидуального обучения. · Оценка эффективности обучения.
|
|
Создание внутреннего кадрового резерва |
· Сопоставление имеющегося кадрового потенциала компании с ключевыми должностями, которые должны быть заполнены в перспективе. Выявление потенциальных зон риска и точек роста в сфере замещения ключевых должностей. · Проведение регулярной оценки результативности, компетенций и потенциала сотрудников. Организация обучения резервистов для подготовки их к продвижению на вышестоящие должности. · Talent-management – управление талантами, работа с сотрудниками с высоким потенциалом развития. |
|
Создание системы материальной и нематериальной мотивации |
· Создание системы материальной мотивации, в том числе: - Определение принципов формирования постоянной и переменной части заработной платы, разработка системы финансовых бонусов. - Формирование системы нефинансовой материальной помощи, в которую могут входить, к примеру, компенсации использования личного автомобиля и телефона, медицинское страхование, корпоративный тренажерный зал и т.п.
· Создание системы нематериальной мотивации. В том числе - индивидуальных карт мотивации, реализация которых не требует дополнительных затрат. Среди мотивов сотрудников может быть карьерный рост, гибкий график, возможность самостоятельного принятия решений и т.п. |
|
Оценка и аттестация персонала |
· Проведение регулярной оценки сотрудников (Performance Review), для оценки их результативности, компетенций, потенциала и зон развития. · Проведение развивающих бесед, предоставление обратной связи сотруднику по результатам его работы и перспективам развития в компании. |
|
Создание HR-бренда, в том числе внешнего, который делает компанию привлекательной для потенциальных кандидатов, и внутреннего, который делает компанию привлекательной для уже работающих сотрудников
|
· Формирование ценностного предложения компании для сотрудников (EVP) - системы выгод, которые сотрудник получает взамен того, что отдает компании «лучшие годы», знания, умения и энтузиазм. · Формирование благоприятной корпоративной культуры. · Создание внутренней системы информирования в компании. · Проработка процедур, направленных на повышение вовлеченности сотрудников, в том числе в принятие управленческих решений.
|
|
Удержание персонала и управление его вовлеченностью |
· Регулярная, раз в полгода или год, диагностика индекса удовлетворенности и вовлеченности персонала. · Выявление конкурентных преимуществ и сильных сторон компании как работодателя, на которые можно опереться при проведении изменений. · Выявление путей оптимизации работы с персоналом и повышения вовлеченности персонала. · Разработка и реализация программ повышения вовлеченности персонала. · Оценка достигнутых в этом направлении результатов. |
|
Увольнения сотрудников |
· Создание управляемых и прозрачных процедур для организации процесса увольнения сотрудников.
|
|
Администрирование работы с персоналом |
· Обеспечение выполнения норм трудового законодательства РБ при работе с персоналом. · Кадровое делопроизводство. |
|
Корпоративная культура и ее трансформация |
· Проведение комплексной диагностики компании, включая тип существующей корпоративной культуры, метрики удовлетворенности и вовлеченности персонала и другие. · Организация стратегических сессий по определению компонентов желаемой корпоративной культуры с детальной проработкой видения, миссии, ценностей и стратегических целей компании. · Оценка различия между текущими ценностями компании и ценностями желаемой корпоративной культуры. · Проведение фасилитационной сессии с вовлечением сотрудников с целью обсуждения, как будут воплощаться миссия, видение, стратегические задачи и ценности. · Принятие плана изменений и бюджетирование комплекса мероприятий по формированию желаемой культуры. · Реализация плана изменений и по итогам этих изменений - диагностика соответствия поставленным целям.
|
|
Мы надеемся, что данный чек-лист помог вам выявить сильные и слабые места в управлении персоналом в вашей компании, а также понять, есть ли перекос в сторону выполнения одних функций в ущерб другим. Очень важно помнить, что только комплексная система работы с человеческим ресурсом позволяет современному бизнесу стать максимально эффективным.
Для тех, кто только начинает выстраивать систему управления персоналом, мы рекомендуем курс повышения квалификации: «Школа HR. Базовый курс».
Вы получите ответы на вопросы:
- Как создать эффективную систему управления персоналом.
- Как привлекать и оценивать кандидатов на открытые вакансии.
- Как построить оптимальную систему подбора и адаптации персонала.
- Как сохранить лояльность персонала в процессе увольнения.
Старт курса в Витебске: 14 апреля
Узнать подробнее и забронировать место на курсе можно по ссылке ->>
По вопросам участия звоните по номеру: + 375 29 818 41 48