Отцы и дети: как избежать конфликта?
– Что стало причиной твоей резкой трансформации?
– Скорее всего, это музыка и внешность исполнителей. В тот период начала активно слушать рок. Мне хотелось выделиться, соответствовать определенному стилю.
– Оказывает ли влияние окружение, в котором ты находишься, на перемены?
– В моем случае, нет. Сначала я изменилась, потом познакомилась с компанией неформалов. Но в большинстве своем люди, которым ты доверяешь, могут оказывать влияние на восприятие и поступки, особенно когда ты в поиске себя. Многое можно впитать неосознанно.
– Как родители восприняли твое яркое самовыражение?
– Сначала им не нравилось, но потом привыкли и стали спокойно к этому относиться. Были недовольны лишь тем, что часто красила волосы, делала пирсинг и татуировку.
– В чем был смысл внешних преобразований?
– Хотела стать заметнее, быть в центре внимания или влиться в новую компанию. Так или иначе, каждая социальная группа имеет свои тренды и будет относиться дружелюбнее к тем, кто внешним видом демонстрирует причастность к ее идеям. Конечно, я не собиралась менять себя до неузнаваемости, но мне было комфортно в том стиле, который я для себя выбрала.
– Как ты думаешь, почему некоторые родители не готовы мириться с переменами в жизни своих детей?
– Они из другого времени. Тогда понятия были другими, родителей по-другому воспитывали. Возможно, у некоторых были свои детские травмы: что-то запрещали, кого-то угнетали, кто-то сам пытался вырваться из серой массы, но другими способами. Общественные стандарты меняются, тогда они были другими. Кроме того, некоторые родители уже с рождения ребенка продумывают его будущее, не позволяя жить собственной жизнью, а заставляя воплощать свои нереализованные желания.
– Какой бы совет ты дала родителям?
– Для начала стоит понять, что ребенок – не их собственность. Взрослым надо научиться контролировать свои эмоции, особенно по части гиперопеки: чрезмерное волнение и желание всем управлять приводят их к крайностям. Нужно чувствовать момент, где стоит дать ребенку время всё осознать и разобраться самому, а где необходимо предложить помощь, но не навязывать. Взрослым не следует бояться признаться детям, что они сами не идеальны и не знают на 100% верного решения. Именно в такие моменты доверие к ним будет только увеличиваться. Просто станьте другом, общайтесь, не навязывайте свою точку зрения, будьте теми родителями, в дом которых ребенок будет стремиться при первой же проблеме.
– А если поведение или внешний вид подростка шокирует?
– Если ребенок признается в чем-то, что покажется странным, надо постараться представить, что это друг, тогда и напутствие созреет подходящее. Если что-то повергнет в шок, не следует срываться, ребенок лучше запомнит то, что сказано шепотом, а не на повышенных тонах. Опять же все эти перемены могут быть лишь следствием, а не причиной, а значит, должны пройти. Это обычный поиск себя, пусть и непонятный взрослым.
– Как родителям стать ближе к своим детям? С чего начать?
– Прежде всего, дети должны чувствовать поддержку. К примеру, ребенок закурил. Нужно взять себя в руки и принять данный факт, ведь это уже случилось, и нет смысла читать нотации или унижать ребенка. Следует узнать, почему он это сделал, услышать его версию, объяснить, чем чревато такое увлечение. Конечно, иногда нужно уметь дать по рукам, а уже потом объяснять, почему плохо совать пальцы в розетку, но такой пример больше исключение и подходит далеко не всегда. Иногда после резкой реакции родителя ребенок может замкнуться в себе еще больше, для него и так стал испытанием сам факт признания, а родители сорвались. Зачастую нужно время, которое все расставит по своим местам.
Максим ВАСИЛЕВИЧ, студент 3-го курса факультета журналистики БГУ.
Советы специалиста
Если родители работают по 15 часов в сутки, то в один не самый прекрасный день могут обнаружить в квартире совершенно незнакомого человека – собственного ребенка, про которого они ничего не знают: с кем он дружит, чем увлекается, принимает ли наркотики, имеет ли суицидальные мысли. В этом уверена заведующая детско-подростковым психиатрическим отделением Витебского областного клинического центра психиатрии и наркологии Елена Данилова.
Между тем аутоагрессивное поведение (рвать на себе волосы, наносить порезы и т. д.), суицидальные мысли в подростковом возрасте возникают нередко. От чувства одиночества и непонимания, когда душевная или физическая боль становится невыносимой, подростки режут себе руки, прижигают тело, наносят глубокие царапины. Иногда желание причинить себе боль переходит в навязчивую идею.
– В основном самоповреждения не связаны с самоубийством, – отмечает Елена Леонидовна. – Но любое повреждение – повод для родительской тревоги, поскольку подростки, которые этим занимаются, чаще совершают и настоящие попытки суицида.
– Но откуда возникает потребность наносить себе повреждения?
– Одни подростки говорят, что это помогает им высвободить накопившееся эмоциональное напряжение и испытать облегчение. Другие, что режут руки, потому что боль дает возможность «почувствовать себя живым». Обычно подростки наносят себе повреждения, но не хотят, чтобы кто-то это видел, особенно родители. Поэтому режут, колют и прижигают те части тела, которые легко скрыть под одеждой, – бедра, предплечья, грудь. Тех, кто делает это демонстративно, чтобы привлечь к себе внимание, гораздо меньше.
Именно потому, что порезы и травмы остаются незамеченными, психологическое состояние подростка тоже не попадает в сферу внимания родителей, и мало кто из детей получает необходимую помощь.
– А как подросткам избавиться от привычки себя травмировать?
– Это сделать непросто. Многим трудно прекратить наносить себе вред, потому что для них это единственный способ дать выход внутренней боли.
Поэтому важно вовремя обратить внимание на состояние подростка. Не проскальзывало ли в его речи «Хочу порезать себя»? Не встречалось ли в истории его интернет-запросов что-то вроде «Хочу порезать себе руку». Возможно, родители слышали и видели это, но принимали за неумелые попытки привлечь к себе внимание. Совершенно точно, что такие сигналы не следует игнорировать. Надо постараться понять причину аутоагрессивного поведения ребенка и попробовать помочь ему найти другой способ выразить боль. Иначе, накапливаясь, она может привести к более серьезным последствиям: психологическим травмам и даже суициду.
– Каким должно быть общение родителей с подростком, чтобы тот не чувствовал себя одиноким, умел контролировать эмоции?
– Важно их слышать, разговаривать с ними. Очень часто подростки хотят сказать взрослым важные и значимые слова. Общение родителей с ребенком должно решать много задач: раскрыть мир, показать все лучшее, а также все отрицательное, что в нем может быть. Только взрослый может научить ребенка проявлению эмоций, развитию мышления и восприятия, поведению и социальным нормам. Без внимания близких взрослых, их любви, понимания ребенок не станет полноценной личностью. Это внимание он должен получить в семье, поскольку семья – это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в своей жизни. Именно в семье закладываются основы общения, которые в дальнейшем он будет развивать. Через общение происходит самовыражение детей. Результатом эффективного и правильного общения является желание ребенка в любом возрасте подойти к родителям и обсудить то, что происходит в его жизни.
И здесь главное для взрослых – не занимать позицию страуса, отрицая неприятную реальность. Сами понимаете: проблемы от того, что мы их «в упор не видим», никуда не исчезают. Нередко в таких ситуациях родителям необходимо самим получить психологическую поддержку, а уже потом совместными силами помогать ребенку.
vitvesti.by