Жизнь современного человека сложно представить без общения в соцсетях и различных мессенджерах (то есть специальных программах, позволяющих мгновенно обмениваться сообщениями). О телефоне и вообще говорить не стоит – он обрел мобильность и превратился для многих в предмет первой необходимости. Люди все чаще заменяют встречи с друзьями и деловыми партнерами звонками или электронной перепиской: быстро, доступно, удобно. Вот только некоторые забывают, что при этом, как при походах в гости и личном общении, тоже нужно придерживаться определенных норм поведения – так сказать, соблюдать электронный этикет.
Одно из самых ярких его нарушений – громкие телефонные разговоры в общественных местах (магазинах, транспорте, на остановках). Казалось бы, проще простого уточнить у собеседника, срочный ли вопрос, и если нет, то ответить: сейчас беседовать неудобно, лучше созвониться через час-два. Вместо этого люди громко рассказывают о своих снах, болезнях родственников, сдаче анализов, нисколько не смущаясь, что детали их личной жизни становятся известны окружающим. Недавно во время поездки минут 15 сидящая за мной женщина, перекрикивая шум трамвая, в подробностях докладывала своей подруге, как ее дочь затемпературила, что и где у нее самой ныло, как ходила к врачу, сколько дней находится на больничном… Чем все закончилось, не знаю, – вышла раньше, чем завершился разговор. Но до сих пор не понимаю, зачем эту информацию надо было делать достоянием всех пассажиров.
Проявлением неуважения к собеседнику является и нежелание учитывать чужую занятость. Помню, однажды, когда я шла на рабочую встречу, позвонила приятельница. Несколько свободных минут у меня было, поэтому я ответила: вдруг что-то важное? И сразу пожалела, ведь из трубки тут же полилась река самых разных новостей. Едва удалось, далеко не с первой попытки, остановить этот монолог и попрощаться. С тех пор просто игнорирую звонок, если знаю, что время поджимает. А сама всегда начинаю разговор с вопроса: располагает ли человек временем для беседы? Если нет – узнаю, когда удобнее будет перезвонить.
Есть правила и у электронной переписки. Нарушая их, особенно если речь идет о деловых контактах, можно как минимум подпортить свою репутацию, а как максимум – вообще лишиться шансов на сотрудничество. Например, всем приятнее читать электронное письмо, которое начинается с приветствия. Но и здесь есть подводные камни. Молодые сотрудники компаний иногда используют слово «привет» в официальных посланиях, что выглядит неуместно. А вот «здравствуйте» и «добрый день» – беспроигрышные варианты.
Важно писать грамотно и не лениться проверить написание слов, в которых не уверены. Как оказалось, даже если тот, с кем вы общаетесь, не указывает вам на недочеты, это не значит, что он их не видит или относится к ним равнодушно. Из восьми человек, с которыми я побеседовала на данную тему, лишь двое сказали, что не особенно обращают внимание на подобные нюансы в переписке. Остальные признались, что ошибки бросаются в глаза и раздражают, воспринимаются как неуважение. «Знаки препинания вообще могут менять смысл сообщения», – отметил один молодой человек, приведя известный пример «казнить нельзя помиловать».
Знаю случаи, когда ошибки в тексте заставляли людей усомниться: стоит ли отвечать на деловое предложение, оформленное таким образом? Когда поступает несколько равноценных запросов, именно безграмотность письма может оказаться той мелочью, которая качнет чашу весов не в вашу пользу.
В личной переписке, как я поняла, это тоже важно. Если старые друзья не меняют свое отношение из-за орфографии и пунктуации, то для новых знакомых допущенные ошибки порой оказываются важным штрихом к портрету.
Еще одно правило – не использовать голосовые послания при деловом общении. Более того – в личной переписке они тоже бывают не к месту. Почему? Люди объясняли мне так: «Не всегда прочитаешь, не имея наушников», «Они не отвечают информационной безопасности, можно мошеннически использовать такие сообщения через системы распознавания голоса», «Хотя я их приемлю, но сама отправлять не буду – мне комфортнее излагать мысли письменно». Уместнее всего отправлять голосовые послания тогда, когда печатать неудобно либо текста слишком много.
Встречала также рекомендацию при электронном общении соблюдать правило 24 часов. Мол, если не можете ответить сразу, то сделайте это в течение суток. Но такой совет подходит больше для деловой или дружеской переписки, когда вы заинтересованы в ее продолжении. На себе испытала обратную сторону данного правила и поняла: если вы заняты работой и семьей, день распланирован по минутам, а кто-то малознакомый решает «наладить общение», начинает ежечасно отправлять сообщения и картинки, задавать множество вопросов, то своевременные ответы лишь раззадоривают «электронного болтуна». И потом сколько угодно рассказывай о своей загруженности, объясняй, что не можешь долго переписываться каждый вечер, – люди с другим режимом отдыха искренне не хотят понимать, почему с ними часами не обсуждают новые фильмы или изменение погоды. Так что придерживаться правила 24 часов, наверное, неплохо, но лишь с теми, кто при взаимодействии помнит о другой норме этикета: учитывать занятость собеседника и общаться при наличии у него времени.
Имеются и другие моменты, которые при электронной переписке никому не нравятся. В их числе – бесцеремонность, хамство, анонимная агрессия. Если при реальном общении люди чаще стесняются некорректно себя вести, неуважительно высказываться, то в интернете можно назваться другим именем и делать что угодно. Вот и начинают отдельные личности грубить, давать неуместные советы, что, безусловно, не соответствует нормам поведения. Ведь, даже не видя собеседника, необходимо проявлять к нему уважение, не выяснять публично отношения и не высказывать мнение, если вас не просят.
Соблюдение этих простых правил позволит не испортить вашу репутацию и сделать общение в виртуальном пространстве приятным для всех.
При электронном общении важно:
• не забывать здороваться и прощаться,
• писать грамотно и информативно,
• не злоупотреблять голосовыми
сообщениями,
• проявлять уважение,
• не давать оценку и не высказывать
мнение там, где это не нужно,
• учитывать занятость собеседника,
• не выяснять отношения публично.