Архитектор городских костёлов

В этом году в конференции участвовали не только представители Витебской области, но и гости из Минска, России, Латвии.
Впервые в Витебск приехала представительница Литвы – доктор гуманитарных наук, научный сотрудник Виленского университета Ауксе Каладжинскайте, подарившая Витебску своего рода историческую сенсацию.
– Мой доклад – о костёле бернардинцев святого Антонио, который находился напротив Ратуши, примерно там, где сейчас расположен фонтан – символ трёх рек, – рассказала госпожа Каладжинскайте. – Его архитектуре, истории, основателях. И главное – об архитекторе. Я нашла в историческом архиве Минска контракт. И теперь мы с уверенностью можем сказать, кто профинансировал и кто был архитектором этого прекрасного архитектурного объекта. Я в своём докладе также хочу сделать акцент на том, что Витебск в XVIII веке был одним из самых прекрасных барочных городов современной Беларуси. Жалко, что почти ничего из наследия самого красивого города ВКЛ не сохранилось.
Костёл святого Антонио, о котором шла речь в выступлении, представлял собой трёхнефную двубашневую базилику. Ширина его фасада была почти равна высоте башни. И эти близкие к квадрату пропорции были несколько нетипичными. Тем не менее костел, благодаря своему растянутому вширь очертанию, отлично гармонировал с длинной постройкой монастыря. В закрытом при Советской власти храме до 1941 года располагался Музей атеизма. Тут хранились мощи Святой Евфросинии Полоцкой, был подвешен маятник Фуко, своим движением доказывающий вращение Земли. Окончательно костёл, достаточно серьёзно пострадавший во время мировой войны, был уничтожен в XX веке, как не имеющий ценности и не поддающийся реставрации.
Благодаря документу, найденному в национальном архиве госпожой Каладжинскайте, можно с полной уверенностью говорить, что финансировала строительство костёла жена витебского воеводы Огинского – Текла-Анна Огинская. Именно она 10 февраля 1742 года в Вильнюсе подписала контракт о постройке костёла с итальянским архитектором Юзефом Фонтаной, основным проводником позднего барокко в ВКЛ. Этот документ отыграл большую роль не только в развитии архитектурного облика Витебска, но и в судьбе самого архитектора. Именно после его подписания Юзеф Фонтана, итальянец по происхождению, родившийся в семье архитекторов в 1716 году в Варшаве и живший на момент подписания контракта в Вильнюсе, навсегда переселился со своей семьёй в Витебск.
Согласно найденному контракту архитектор обязывался до завершения строительства выполнять работу по надзору, позаботиться о найме строителей. Историк высказала мнение, что сплочённую команду работников Фонтана, наверняка, уже имел до начала строительства. Заботу же о поставке строительного материала монастырь бернардинцев брал на себя. Точная дата завершения строительства неизвестна, но предположительно строительно-отделочные работы были окончены в 1762 году.
Из документов, относящихся к строительству этого костёла, госпожа Каладжинскайте приводит ещё один. Это – жалоба Фонтаны, которая обсуждалась в Витебском Замковом суде. В ней говорилось, что 9 декабря 1746 года недалеко от Витебска на него, едущего в санях вместе с женой и прислугой, напали воры. Архитектора изувечили, а добычей злоумышленников стали не только ценные личные вещи, но и 400 битых талеров, предназначенных для строительства Витебского костёла бернардинцев.
Всего год спустя, в 1743-м, Фонтана получил ещё один заказ. На этот раз архитектор должен был реализовать амбициозные замыслы витебских униатов: разработать проект на одном из самых высоких и красивых мест Витебска. В результате появился Собор Успения Пресвятой Девы Марии – храм, по своему величию и масштабу сравнимый с базиликами крупнейших городов Европы. В 1753 году Фонтана работал в Витебске над строительством нового приходского костёла святых Петра и Павла. Также он стал автором Витебского иезуитского костёла святого Иосифа, костёла пиаров, деревянной церкви Пресвятой Троицы.
Роль архитектора в формировании облика Витебска была огромной. И нельзя забывать, что на его решение остаться в Витебске очень сильно повлияла семья Огинских. Именно заказ на строительство костёла святого Антонио открыл архитектору перспективы работы на территории города и соседних воеводств.




















