Ярослав Бекиш: «Люди должны чувствовать и знать, что город принадлежит прежде всего им»

Заниматься сравнением белорусских и американских городов — дело неблагодарное. Хотя бы потому, что в Беларуси городом называется нечто совсем иное, нежели во многих странах мира и даже Восточной Европы.

И все же мы решились. Об инновациях, тенденциях и моделях городского развития рассказывает экс-координатор товарищества «Зеленая сеть», предприниматель Ярослав Бекиш. Полная версия интервью в подкасте URBAN ID #2.

Ярослав Бекиш — выпускник программы международного лидерства института Джона Маккейна. В рамках стажировки был помощником мэра Канзас-Сити (Миссури) по вопросам зеленых городов и smart city. 

Концепции городского развития: США и Беларусь

В развитых странах города являются самостоятельными социально-экономическими платформами. Главные задачи руководства — максимально удовлетворить бытовые потребности горожан, создать правовые и экономические условия для конкуренции представителей частного сектора.

В Беларуси обеспечение комфорта жителей воспринимается как вынужденная строка расхода бюджетных средств. В США – это инвестиция в привлекательность городской среды для налогоплательщиков.

Американские города — автономные и относительно замкнутые урбанистические «экосистемы». Здесь очень сильно развита система местного самоуправления. Это определяет тактику городского развития. Она основана на открытой политической и экономической конкуренции.

Каждого мэра избирают на основании его предложений по развитию города. Политик дает отчет непосредственно горожанам.

В США любая предвыборная программа политика городского уровня должна в первую очередь отвечать на вопрос: «Почему то, что мы предлагаем, принесет городу экономическую выгоду?».

Американцы используют все доступные инструменты для защиты своих семейных инвестиций. А уплата городских налогов — существенная строка расходов.

Резиденты США проводят параллель между комфортом и привлечением в города инвесторов и соинвесторов. От этого зависят величина местного бюджета, рейтинги местных школ, одним словом, качество жизни.
В Беларуси председателей исполкомов назначают в рамках административной вертикали. У них заведомо нет конкурентных предложений по городскому развитию. И тем более нет свободы проводить какую-либо инвестиционную политику.

Основная задача местной власти — экономно обслуживать инфраструктуру. Большинство мероприятий по развитию городов являются следствием выполнения госпрограмм и усилий по привлечению девелоперов.

Отсюда вытекают:
  • низкий приоритет развития системы обслуживания;

  • невысокие темпы адаптации городской инфраструктуры к современным вызовам;

  • однотипность городских ландшафтов.

Как итог — сверхвысокие темпы миграции молодого населения в столицу и за рубеж.

Модели управления городами: США и Беларусь

В США город во многом является частью рыночной инфраструктуры. Задача администрации — ее развитие и маркетинг. Города конкурируют между собой по многим параметрам, и победитель получает лучших резидентов.

Речь идет, например, об офисах компаний — мировых или местных лидеров в своем сегменте рынка.

Любой американский город-миллионник представляет собой симбиоз политического, административного коммерческого и третьего (гражданские инициативы, НГО, частные фонды) секторов. При этом для каждого сектора город является инкубатором, акселератором и зачастую первым инвестором.

Модель управления белорусскими городами напоминает общежитие, в котором администрация выполняет роль коменданта – следит за порядком.

Вместо коммерческого подхода и гонки инноваций – консервативно-административные методы, минимальный «декор» и страх развития. При такой модели местный бизнес и горожане практически отстранены от процессов управления городом.

Инновации в области городского развития: что в тренде

Тренды городского развития можно условно разделить на несколько блоков: городской маркетинг, технические инновации и сотрудничество городов.

Городской маркетинг

В рейтинге основных услуг для горожан в Америке лидирует вопрос личной безопасности. Содержание полиции является самой крупной статьей городского бюджета. Далее следуют качество школьного образования, транспортная инфраструктура, экологическая безопасность, водоснабжение, развлечения и т.д.

Для бизнеса города создают выгодные условия по налогообложению, безопасности, доступности инвестиций и всеми силами продают свои преимущества.

При таком подходе городским администрациям важно улавливать обратную связь и понимать запросы рынка услуг. Американские города обеспокоены коммуникацией с горожанами.

Для этого задействуются все возможные каналы и постоянно внедряются новые технологии. Мэрия дополнительно мотивируют горожан озвучивать свою позицию по вопросам городского развития.

Вот некоторые способы изучения общественного мнения:
  • заполнение онлайн-анкеты для индексов удовлетворенности;

  • использование городских мобильных приложений;

  • «маскировка» вопросов о городском развитии в анонсах, информации о распродажах, погоде и т.п.;

  • привлечение волонтеров.

Технические инновации

 В конкурентной борьбе за инновации американцам приходится строить сложные консорциумы на местном уровне.

Моим любимым примером является консорциум, состоящий из города Темпе, университета штата Аризона (ASU) и ряда корпоративных гигантов: Intel, Microsoft, Tesla и другие.

За 10-летие им удалось превратить город в ведущий национальный центр. Там генерируют, испытывают и выводят на глобальный рынок инновационные продукты и сервисы практически во всех отраслях.

Местная система акселераторов и инкубаторов для «университетских» проектов SkySong занимает несколько кварталов.

Не так важно, какие технические новинки внедряют в городе. Важно, что они и задают темп всему рынку.

Подход строится на трех принципа:

  1. Вовлечение всех заинтересованных сторон на всех этапах развития.

  2. Принятие решений на основе анализа данных.

  3. Экономическая рентабельность.

Big data в городском развитии

Во многих американских городах Big data (технология обработки информации, которая превосходит сотни терабайт и растет в геометрической прогрессии — прим. ред.) используется в планировании, прогнозировании и повышении рентабельности городской инфраструктуры.
«Большие данные» собирают и классифицируют всеми возможными способами. В некоторых случаях люди и организации, поставляющие данные в городские «озера данных» (Data lakes), пользуются льготами.

Например: «Подключил камеру заднего вида своего авто к городскому серверу – получи скидку на парковку в центре». «Согласился, чтобы город знал информацию о потреблении воды и электричества твоим рестораном – получи налоговое послабление».

Есть примеры, когда города экспериментируют с использованием токенов как дополнительных инструментов систем интернета вещей (IoT). При этом к вопросу защиты персональных или коммерческих данных относятся, естественно, самым трепетным образом.

Примеры использования «больших данных» для эффективного обслуживания инфраструктуры:

  • профилактическая чистка канализационных каналов;

  • заблаговременный ремонт дорожного покрытия;

  • превентивное патрулирование потенциально опасных районов;

  • оптимизация маршрутов забора мусора;

  • организация зеленых волн светофоров, чтобы избежать пробок и повышенной концентрации выхлопных газов.

Big data используют в качестве самостоятельного ресурса.

Города предлагают компаниям взаимный обмен «большими данными». Например, Канзас-Сити дает доступ компании AVIS ко всем данным, связанным с использованием автомобильной инфраструктуры.

Это наиболее востребованные парковки и заправки, интенсивность трафика в течение дня и года, популярные маршруты городского транспорта, время работы и загруженность учреждений и заведений и т.д.

Взамен AVIS расширяет в Канзас-Сити свой автопарк, обновляет его электрокарами и поставляет городу всю информацию, которую генерируют их клиенты. Речь идет о наиболее популярных маршрутах, времени использования автомобиля, скорости, состоянии дорог, трафике и прочем.

Город и компания получают возможность для оптимизации своих расходов.

Потом город уже на других условиях предоставляет эту информацию сетям заправок и местным провайдерам электричества. В свою очередь AVIS на коммерческих условиях передает данные туроператорам и организаторам развлекательных мероприятий.

Инновации в Беларуси

К сожалению, базовые принципы городского развития западных городов в Беларуси пока не работают.

Одна из рабочих концепций у нас — «Минск smart city». Упор сделан на:

  • цифровые инструменты контроля горожан (наружное наблюдение, распознавание лиц, отслеживание платежей и коммуникации);

  • развитие электронного документооборота;

  • автоматизацию транспортной системы.

У такого подхода много недостатков:

  1. он изначально нацелен на датирование и не предполагает никаких мер по увеличению инвестиционной привлекательности или последующей монетизации.

  2. не предусматривает вовлечения и учета интересов горожан.

В результате город не принадлежит ни жителям, ни резидентам, представляющим коммерческий сектор, ни даже местной администрации. А значит, он и не является территорией, в которую хочется вкладывать силы, мысли и ресурсы.

Сотрудничество городов

Практически каждый город США имеет широкие возможности для пилотирования инноваций. Взаимодействуя друг с другом, университетами, научно-исследовательскими центрами и частными фондами, сегодня американские города способны к гораздо более высокой скорости развития.

Законодатели федерального уровня не успевают за городскими инновациями. Конгресс США часто отстает от этих процессов при разработке законодательства. Города сами опробовали десятки пилотных моделей и стали настоящими game changer.

На этом фоне сложно говорить о сотрудничестве между городами в Беларуси. Представители городских администраций редко видят друг в друге партнеров. Поскольку ни предмета, ни механизмов сотрудничества чаще всего нет. Инициативы типа «Соглашение мэров» — редкие исключения.

Вместо резюме

Хочется надеяться, что со временем мы научимся использовать лучшие практики, которые демонстрируют сегодня американские и европейские города. Для этого нужно много работать, прежде всего на концептуальном уровне.

Люди должны чувствовать и знать, город принадлежит прежде всего им. Они могут влиять на его развитие и инвестировать в него.

prastora.info

Бизнес сообщества Витебска и Витебской области>>>

ВАМ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО

Свежие новости

Благотворительный проект Sportera запустил бесплатную секцию по баскетболу в Бегомле
В Бегомльской вспомогательной школе-интернате открыли спортивную групп...
Новый шедевр? Mark Formelle привез в Витебск коллекцию одежды со славянскими орнаментами
Mark Formelle выпустил коллекцию одежды по мотивам славянских орнамент...
Доктор Мясников рассказал, как правильно бросать курить
Популярный телеведущий Александр Мясников порассуждал о том, как можно...
В Минтруда рассказали, как белорусы будут работать и отдыхать в мае
В Министерстве труда и социальной защиты рассказали, как белорусы буду...
БЖД назначила дополнительные поезда на майские праздники
Белорусская железная дорога на майские праздники назначила около ста д...

Самое популярное

Седьмой Республиканский Gastrofest– страны мира пройдет в апреле в Витебске
С 18 апреля по 5 мая в Витебске пройдет Республиканский Gastrofest. Ст...
В Витебске в апреле возобновляется движение автобусов по «дачным» маршрутам
В Витебске в апреле возобновляется движение автобусов по «дачным» марш...
В Витебске медработница уничтожила более 4,5 тыс. вакцин против COVID-19. Дело передано в суд
Прокуратура Витебской области направила в суд Первомайского района Вит...
5 вопросов о соборовании
Во время Великого поста во многих православных храмах вы можете увидет...
В Витебске в пойме реки Витьба активизировались бобры
Бобры снова на Витьбе. В этом убедилась корреспондент «ВВ» во время ве...
Когда и где в Витебске планируются ярмарки в апреле - список
В областном центре 6 апреля стартовал сезон весенних ярмарок....

ETPVIT.BY - ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВАЯ ПЛОЩАДКА

Каталог товаров и услуг
Дом и квартира
Дом и квартира
Строительство и ремонт
Строительство и ремонт
Работа и бизнес
Работа и бизнес
Семья и дети
Семья и дети
Шоппинг
Шоппинг
Торговые центры, рынки1
Торговые центры, рынки
Отдых и развлечение
Отдых и развлечение
Услуги в Витебске
Услуги в Витебске