Ярослав Бекиш: «Люди должны чувствовать и знать, что город принадлежит прежде всего им»
Заниматься сравнением белорусских и американских городов — дело неблагодарное. Хотя бы потому, что в Беларуси городом называется нечто совсем иное, нежели во многих странах мира и даже Восточной Европы.
И все же мы решились. Об инновациях, тенденциях и моделях городского развития рассказывает экс-координатор товарищества «Зеленая сеть», предприниматель Ярослав Бекиш. Полная версия интервью в подкасте URBAN ID #2.
Концепции городского развития: США и Беларусь
В развитых странах города являются самостоятельными социально-экономическими платформами. Главные задачи руководства — максимально удовлетворить бытовые потребности горожан, создать правовые и экономические условия для конкуренции представителей частного сектора.
В Беларуси обеспечение комфорта жителей воспринимается как вынужденная строка расхода бюджетных средств. В США – это инвестиция в привлекательность городской среды для налогоплательщиков.
Американские города — автономные и относительно замкнутые урбанистические «экосистемы». Здесь очень сильно развита система местного самоуправления. Это определяет тактику городского развития. Она основана на открытой политической и экономической конкуренции.
В США любая предвыборная программа политика городского уровня должна в первую очередь отвечать на вопрос: «Почему то, что мы предлагаем, принесет городу экономическую выгоду?».
Американцы используют все доступные инструменты для защиты своих семейных инвестиций. А уплата городских налогов — существенная строка расходов.
Основная задача местной власти — экономно обслуживать инфраструктуру. Большинство мероприятий по развитию городов являются следствием выполнения госпрограмм и усилий по привлечению девелоперов.
-
низкий приоритет развития системы обслуживания;
-
невысокие темпы адаптации городской инфраструктуры к современным вызовам;
-
однотипность городских ландшафтов.
Как итог — сверхвысокие темпы миграции молодого населения в столицу и за рубеж.
Модели управления городами: США и Беларусь
В США город во многом является частью рыночной инфраструктуры. Задача администрации — ее развитие и маркетинг. Города конкурируют между собой по многим параметрам, и победитель получает лучших резидентов.
Любой американский город-миллионник представляет собой симбиоз политического, административного коммерческого и третьего (гражданские инициативы, НГО, частные фонды) секторов. При этом для каждого сектора город является инкубатором, акселератором и зачастую первым инвестором.
Модель управления белорусскими городами напоминает общежитие, в котором администрация выполняет роль коменданта – следит за порядком.
Вместо коммерческого подхода и гонки инноваций – консервативно-административные методы, минимальный «декор» и страх развития. При такой модели местный бизнес и горожане практически отстранены от процессов управления городом.
Тренды городского развития можно условно разделить на несколько блоков: городской маркетинг, технические инновации и сотрудничество городов.
Городской маркетинг
В рейтинге основных услуг для горожан в Америке лидирует вопрос личной безопасности. Содержание полиции является самой крупной статьей городского бюджета. Далее следуют качество школьного образования, транспортная инфраструктура, экологическая безопасность, водоснабжение, развлечения и т.д.
Для бизнеса города создают выгодные условия по налогообложению, безопасности, доступности инвестиций и всеми силами продают свои преимущества.
При таком подходе городским администрациям важно улавливать обратную связь и понимать запросы рынка услуг. Американские города обеспокоены коммуникацией с горожанами.
Для этого задействуются все возможные каналы и постоянно внедряются новые технологии. Мэрия дополнительно мотивируют горожан озвучивать свою позицию по вопросам городского развития.
-
заполнение онлайн-анкеты для индексов удовлетворенности;
-
использование городских мобильных приложений;
-
«маскировка» вопросов о городском развитии в анонсах, информации о распродажах, погоде и т.п.;
-
привлечение волонтеров.
Технические инновации
В конкурентной борьбе за инновации американцам приходится строить сложные консорциумы на местном уровне.
Моим любимым примером является консорциум, состоящий из города Темпе, университета штата Аризона (ASU) и ряда корпоративных гигантов: Intel, Microsoft, Tesla и другие.
Местная система акселераторов и инкубаторов для «университетских» проектов SkySong занимает несколько кварталов.
Не так важно, какие технические новинки внедряют в городе. Важно, что они и задают темп всему рынку.
Подход строится на трех принципа:
-
Вовлечение всех заинтересованных сторон на всех этапах развития.
-
Принятие решений на основе анализа данных.
-
Экономическая рентабельность.
Big data в городском развитии
Например: «Подключил камеру заднего вида своего авто к городскому серверу – получи скидку на парковку в центре». «Согласился, чтобы город знал информацию о потреблении воды и электричества твоим рестораном – получи налоговое послабление».
Примеры использования «больших данных» для эффективного обслуживания инфраструктуры:
-
профилактическая чистка канализационных каналов;
-
заблаговременный ремонт дорожного покрытия;
-
превентивное патрулирование потенциально опасных районов;
-
оптимизация маршрутов забора мусора;
-
организация зеленых волн светофоров, чтобы избежать пробок и повышенной концентрации выхлопных газов.
Города предлагают компаниям взаимный обмен «большими данными». Например, Канзас-Сити дает доступ компании AVIS ко всем данным, связанным с использованием автомобильной инфраструктуры.
Это наиболее востребованные парковки и заправки, интенсивность трафика в течение дня и года, популярные маршруты городского транспорта, время работы и загруженность учреждений и заведений и т.д.
Взамен AVIS расширяет в Канзас-Сити свой автопарк, обновляет его электрокарами и поставляет городу всю информацию, которую генерируют их клиенты. Речь идет о наиболее популярных маршрутах, времени использования автомобиля, скорости, состоянии дорог, трафике и прочем.
Город и компания получают возможность для оптимизации своих расходов.
Потом город уже на других условиях предоставляет эту информацию сетям заправок и местным провайдерам электричества. В свою очередь AVIS на коммерческих условиях передает данные туроператорам и организаторам развлекательных мероприятий.
К сожалению, базовые принципы городского развития западных городов в Беларуси пока не работают.
Одна из рабочих концепций у нас — «Минск smart city». Упор сделан на:
-
цифровые инструменты контроля горожан (наружное наблюдение, распознавание лиц, отслеживание платежей и коммуникации);
-
развитие электронного документооборота;
-
автоматизацию транспортной системы.
У такого подхода много недостатков:
-
он изначально нацелен на датирование и не предполагает никаких мер по увеличению инвестиционной привлекательности или последующей монетизации.
-
не предусматривает вовлечения и учета интересов горожан.
В результате город не принадлежит ни жителям, ни резидентам, представляющим коммерческий сектор, ни даже местной администрации. А значит, он и не является территорией, в которую хочется вкладывать силы, мысли и ресурсы.
Практически каждый город США имеет широкие возможности для пилотирования инноваций. Взаимодействуя друг с другом, университетами, научно-исследовательскими центрами и частными фондами, сегодня американские города способны к гораздо более высокой скорости развития.
Законодатели федерального уровня не успевают за городскими инновациями. Конгресс США часто отстает от этих процессов при разработке законодательства. Города сами опробовали десятки пилотных моделей и стали настоящими game changer.
На этом фоне сложно говорить о сотрудничестве между городами в Беларуси. Представители городских администраций редко видят друг в друге партнеров. Поскольку ни предмета, ни механизмов сотрудничества чаще всего нет. Инициативы типа «Соглашение мэров» — редкие исключения.
Хочется надеяться, что со временем мы научимся использовать лучшие практики, которые демонстрируют сегодня американские и европейские города. Для этого нужно много работать, прежде всего на концептуальном уровне.
Люди должны чувствовать и знать, город принадлежит прежде всего им. Они могут влиять на его развитие и инвестировать в него.