Главные цифры для владельцев бизнеса
Владислав Толкач, партнер и руководитель Школы финансов и контроллинга Бизнес-школы ИПМ, Controllers’ Master (Controller Akademie, Германия), преподаватель программы «Финансы для руководителя: Ваши деньги могут работать лучше!» о том, что собственнику нужно знать о бизнесе:
Наш опыт говорит, что информационные потребности собственника выстраиваются в определенную иерархию, напоминающую всем известную пирамиду Абрахама Маслоу.
«Сколько стоит моя «корова?»
Стоимость бизнеса
«Сколько есть и сколько должен?»
Активы – обязательства = капитал
«Insource» или «Outsource»?
Стоимость процессов \ эффективность структурных подразделений
«На чем и на ком?»
Прибыльность продуктов \ Прибыльность клиентов (доходы – расходы)
«Где деньги?»
Движение денег: прямой и косвенный метод
«Где деньги?»
В фундаменте пирамиды (уровень 1) лежит ответ на основной вопрос любого собственника - «ГДЕ МОИ ДЕНЬГИ?». Помимо отчета о движении денег “пост-фактум” (как правило, еженедельного) многие компании составляют платежный календарь – по сути, это скользящий бюджет движения денег на 3-4 недели вперед.
Раз в месяц или раз в квартал большинству бизнесменов интересно также посмотреть на отчет о движении денег, составленный косвенным методом. В нем наглядно видно, как наиболее динамичные статьи баланса (запасы, ДЗ и КЗ) влияют на финансовое состояние бизнеса.
«На чем и на ком?»
Второй уровень пирамиды – ответ на вопросы о доходности отдельных продуктовых групп и отдельных категорий клиентов. Года 3-4 назад зарабатываемая бизнесом маржа позволяла большинству компаний не анализировать прибыльность отдельных продуктов и клиентов, поскольку все составляющие портфеля были прибыльны. Но сегодня очень многим компаниям нужно скрупулезно просчитывать как затраты на отдельный продукт, так и затраты на обслуживание отдельного клиента. На сегодняшнем рынке нужно четко понимать свои переменные затраты, чтобы знать, до куда в случае чего можно «падать» по цене. А крупный ритейлер, покупающий в больших объемах, но присылающий платеж через 60 дней после получения нескольких злобных писем от корпоративного юриста, вполне может оказаться менее прибыльным, чем «ИПшник», который берет в гораздо меньших объемах, но с менее глубокой скидкой и по предоплате.
«Insource» или «Outsource»?
Для Беларуси достаточно типично, что у мебельной фабрики есть свой транспортный парк, а у банка - своя служба уборки помещений. Разумеется, ситуация с «аутсорсом» в стране до сих гораздо хуже, чем к примеру, в Швеции или Австрии. Справочник «Желтые страницы» пока не такой толстый) Но, с другой стороны, ситуация гораздо лучше, чем 5-7 лет назад. На «аутсорсе» сегодня вполне можно покупать услуги бухучета, транспорта, клининга и «кормежки» сотрудников. Очень важно уметь правильно просчитывать затраты на содержание той или иной функции внутри компании и периодически сравнивать эти суммы с рыночными ценами. Центры финансовой ответственности – это третий уровень информационных потребностей собственника.
«Сколько есть и сколько должен?»
На четвертом уровне пирамиды собственник начинает задумываться о правой (активы) и левой частях (обязательства и собственный капитал) баланса. В 2008 году среди финансовых аналитиков была популярна мрачная шутка на эту тему. В англоязычной версии она звучит как «The left side of the balance sheet has nothing right and the right side of the balance sheet has nothing left». Сколько стоят наши активы (если считать по минимуму) и какой капитал у нас останется после погашения всех обязательств? Не слишком ли мы закредитованы? Приносит ли мне бизнес больше, чем сопоставимые по рискованности альтернативы на рынке?
Вопросы о том, «сколько у меня есть всего» и «сколько я кому должен» сопровождаются размышлениями о том, какой минимальный процент доходности на собственный капитал должен приносить бизнес, чтобы компенсировать те риски, которые несет собственник. И какой % доходности на капитал нужно вписывать в годовой контракт наемного директора?
«Сколько стоит корова?»
А на пятом уровне пирамиды собственник приходит к вопросу «А что в конце? Чем я это все закончу? Кому продам? Или, может быть, оставлю детям? А если дети не хотят?»...
Многие в Беларуси начинали свой бизнес в 90-е годы. Тогда им было по 25-30 лет. Сейчас им уже за 50, дело близится к пенсии. Не у всех дети хотят продолжать дело отцов и вдруг для многих актуальной стала тема «выхода» из бизнеса… Но готов ли бизнес к продаже? Заплатит ли мне инвестор достойную сумму за тот «пиджак», который я пошил на свою собственную спину?
Итак, вначале – система подчета денег по факту и их прогнозирования на ближайшие 3-4 недели вперед. Затем – подсчет доходов и расходов по продуктам и клиентам. После этого – децентрализация ответственности за прибыль. И, наконец, - реальная оценка активов, обязательств и размера собственного капитала.
Открыт набор на программу «Финансы для руководителя: Ваши деньги могут работать лучше!».
Начало программы в Витебске – 4 июня.
Занятия пройдут в витебском офисе Бизнес-школы ИПМ с использованием образовательной интерактивной видеосистемы.
Воспользуйтесь возможностью пройти обучение максимально качественно и без отрыва от работы!
Календарь программ Бизнес-школы ИПМ в Витебске - >>>
5 июня - Форум финансовых директоров в Минске.
Вопросы можно задать по телефону: + 375 29 818 41 48.
Ирина Шайкевич