Попсовый взгляд на американскую мечту

Классика бессмертна, и снимать кино по ней не перестанут никогда. Но после каждого такого фильма разгораются споры: что лучше – близкая к тексту интерпретация или фантазии на заданную тему? Та же участь ожидала экранизацию романа Фрэнсиса Скотта Фицджеральда «Великий Гэтсби», открывавшую 66-й Каннский фестиваль. Критики, пресса и рядовые зрители разошлись во мнениях.
Фабула соответствует первоисточнику: весной 1927 года, в эпоху разлагающейся морали, джаза и «королей контрабандного алкоголя», Ник Каррауэй приезжает в Нью-Йорк. Преследуя свою американскую мечту, он селится по соседству с таинственным, известным своими вечеринками миллионером Джеем Гэтсби, а на противоположном берегу бухты проживают его кузина Дэйзи и ее муж, повеса и аристократ, Том Бьюкенен. Так Ник оказывается вовлеченным в захватывающий мир богатых – их иллюзий, любви и обмана. Леонардо ДиКаприо, Тоби Магуайр, Кэри Маллиган… Заманчивый актерский состав, Баз Лурман («Мулен Руж», «Ромео + Джульетта») в режиссерском кресле и ставка на классику американской литературы – все это должно было бы сыграть на руку создателям.
Однако если в романе некий флер и метафоричность деталей позволяют читателю самостоятельно их толковать, то зрителю стреляют в лоб репликами персонажей, разжевывая элементарное. Каноничные персонажи смотрятся утрированно, гротескно. Постановщику, видимо, хотелось придать картине такой же эффект, какой производил когда-то роман Фицджеральда, то есть осмыслить отличительные приметы своей эпохи. Для писателя одним из таких культурных маяков был джаз, для Лурмана – современная поп-музыка в широком понимании. И это в некоторой степени убивает атмосферу кануна Великой Депрессии.
Стилистическая несуразица, неудачный кастинг, периодический хаос вместо постановки кадра привели к тому, что главная идея растворилась в блестящем серпантине и прочей мишуре. Хотя внешней красоты и помпезности картине не занимать – полюбоваться есть на что. И все же фильм-компиляция модных трендов эмоционально не цепляет и не вдохновляет.
В заключение, не очень понятно, зачем надо было снимать картину в 3D формате, но в Витебске, возможно, и к счастью, последний гвоздь в крышку гроба классики забит не будет.




















