Один день с речниками «Витебскводтранса»: Западная Двина может приносить доход
Профессия речника – одна из самых романтичных. В этом убедились корреспонденты vitvesti.by, побывав на судах филиала «Витебскводтранс» РУЭСП «Днепро-Бугский водный путь» и увидев процесс шлюзования на Витебской ГЭС.
На предприятии трудятся 98 человек, из них почти треть – непосредственно на воде: на буксирных теплоходах, плавучих кранах, земснарядах. Основной вид деятельности – добыча песка для промышленности и строительства, дорожных организаций и коммунальных служб. Кроме того, обслуживают Западную Двину от деревни Круподеры Витебского района до Сосницы, что на Полотчине. На 200 км реки устанавливают знаки судоходной обстановки, регулярно делают промер глубин, чистят фарватер. Например, во время навигации водный простор размечают 70 буев, 180 вех, 100 перевальных столбов.
Вверх по течению
Последние несколько лет кривая экономического развития предприятия стабильно идет вверх. По итогам работы за 2017-й «Витебскводтранс» был занесен на Доску Почета Первомайского района, за 2018-й – на районную и городскую. За пять месяцев нынешнего года выручка от реализации продукции выросла на 35% к аналогичному периоду 2018-го, значительно увеличилась зарплата и сейчас в среднем составляет почти 900 руб.
Сегодня песок добывается в трех местах: в Соснице для нужд Полоцка и Новополоцка, возле Уллы Бешенковичского района для Обольского керамического завода и в Курино Витебского района для потребителей областного центра и минских заказчиков. В числе основных клиентов – витебские ООО «ПлиссаСтрой» и ОАО «Керамика», столичное ОАО «Керамин».
К слову, минские производители керамических изделий закупают исключительно куринский песок, в котором отсутствует известь. Специалисты предприятия объехали всю Беларусь и только на Витебщине нашли сырье должного качества. Ежемесячно на «Керамин» его поставляется 3 тыс. тонн. Песок из Курино покупают еще две минские фирмы.
Капитаны в цене
По словам начальника отдела кадров «Витебскводтранса» Ларисы Степанович, плавсостав сложился из уникальных специалистов, имеющих стаж по 20-30 лет. Вахтовый метод работы позволяет здесь трудиться не только витебчанам. На смену, длящуюся несколько дней, на опорные пункты предприятия приезжают жители Полоцка, Новополоцка, Глубокого, Сенно. Сейчас в «Витебскводтрансе» проходят практику два парня из Верхнедвинска, получающие профессию речника в гомельском профессиональном лицее.
Капитан-механик БТ-0142 Игорь Иванов детство провел на берегу Двины в витебском микрорайоне Тирасполь. На предприятие пришел 33 года назад шестнадцатилетним юношей по совету дяди. Начинал лебедчиком на кране, затем был мотористом. Окончив в Гомеле школу командного состава, стал капитаном.
Путь его коллеги и друга, капитана-наставника Леонида Лепёшкина в речники начинался с моря. После школы он выучился на судомеханика-дизелиста в находящемся возле Крондштадта Ломоносовском мореходном училище ВМФ СССР, готовившем специалистов для флота обеспечения. После года работы на Камчатке потянуло домой, и в 1989-м пришвартовал свою судьбу в речном порту. Сейчас должность Леонида Лепёшкина большей частью связана со штабной работой. Но при необходимости он всегда готов занять капитанское место в рубке.
Квалификация капитанов «Витебскводтранса» высоко оценивается не только белорусскими, но и зарубежными компаниями. Дело в том, что южные реки страны более спокойные, а Западная Двина имеет пороги, прохождение которых развивает навыки. Пару лет назад головное предприятие пригласило капитана Александра Щелкунова на туристический теплоход «Белая Русь», осуществляющий многодневные круизы по Днепро-Бугскому каналу и рекам Буг, Мухавец, Пина, Припять. Капитанам поступают предложения из столицы для работы на Минском море, зовут и в Польшу. Но они остаются верными своей реке.
Обед на всех
В речном флоте есть термин «колпитание» (коллективное питание). Это значит, что на вахту каждому члену экипажа выделяется определенная сумма денег (в месяц выходит 150 руб.) на покупку продуктов. В складчину речники затариваются всем необходимым – овощами, макаронами, крупой, тушенкой, консервами.
Изначально буксир рассчитан на шестерых человек его обслуживающих и повара. Сейчас на судне работают по двое. Приготовление пищи с соответствующей доплатой возложено на моториста. Камбуз оборудован электрической и газовой плитами, холодильником, микроволновкой. В быту также помогает стиральная машина, в кают-компании установлен телевизор с приставкой. Аналогичные условия созданы на плавучих кранах и земснарядах.
Дружба речная
Настоящий речник – натура романтичная. А иначе невозможно сутками «сидеть на железе». Если влюбился в реку, то будешь получать удовольствие от работы и окружающей природы. На водной артерии и по берегам часто встречаются дикие животные. Перед баржей реку проплывают лоси, кабаны, косули.
На воде нельзя без взаимовыручки. Если из строя вышел какой-либо механизм, коллеги со встречного судна обязательно поделятся запчастью из трюма и помогут устранить поломку.
Речная дружба не кончается на берегу, многие встречают семьями различные праздники.
Река приносит доход
У начальника филиала «Витебскводтранс» Анатолия Леонова много планов по развитию предприятия. В частности, сейчас ведется ремонт производственных и бытовых помещений для береговых рабочих. Нынешней весной опробована баржевая транспортировка деловой древесины с верховья реки на «Витебскдрев». Экономический эффект превзошел все ожидания. Стоимость поставки подобным способом в разы меньше автомобильного. К сожалению, после Витебской ГЭС баржу до деревообрабатывающего предприятия можно проводить только по большой воде. Если будет возведена Бешенковичская ГЭС, уровень воды в Двине в пределах областного центра заметно поднимется и речники смогут доставлять лес всю навигацию.
А еще Анатолий Леонов продвигает идею экскурсий на теплоходах «Гордормоста» из Витебска в музей Репина в Здравнево со шлюзованием на гидроэлектростанции. Кстати, перепад высоты на шлюзе ГЭС составляет более 12 м, такого в Беларуси нигде больше нет. Для сравнения, подобное сооружение в Кобрине имеет перепад высоты 5,5 м. Думается, многим было бы интересно такое путешествие.
Речники лоббируют строительство шлюза на Полоцкой ГЭС. Это даст возможность доставлять песок для Полоцка и Новополоцка на прежние площадки, что выгодно заказчикам, поскольку их транспортные расходы будут ниже. Откроет реку для международного сотрудничества – в свое время латыши предлагали различные проекты, в том числе в сотрудничестве со Швецией. Плюс, если шлюз будет возведен, профильное министерство обещает «Витебскводтрансу» теплоход, аналогичный «Белой Руси», для организации круизов от Полоцка до Здравнево. Кстати, водные путешествия по южным рекам нашей страны пользуются большой популярностью, предварительная запись проводится за год.
Западная Двина может не только радовать глаз, но и приносить доход.
СЕРГЕЙ КАВАЛЕВСКИЙ "Витебские Вести"
Фото Антона Степанищева