Домашнее насилие, бомжи, аутизм....Посмотрите на этот мир по-другому!
В Арт-пространстве на Толстого, 7 открылась выставка, которая не оставит вас равнодушным. Сегодня многие социальные темы не раскрыты до конца, многие проблемы остаются не решенными. Именно поэтому был создан масштабный арт-проект «Имена», где представлены 10 инсталляций, раскрывающих важные социальные темы.
Куратор выставки Анна Карпенко рассказывает о проекте "Различное повторение"
Арт-проект стартовал в Минске ко Дню рождения журнала «Имена», в его поддержку. На протяжении двух недель выставку посетило более 2 000 человек.
Для справки: Имена - первая в Беларуси медиаплощадка, котороя на 100% финансируется читателями, и направлена на помощь общественным проектам, которые в Беларуси реально решают социальные проблемы, привлекать нужные для развития ресурсы.
- Мы публикуем истории о социальных проблемах, о людях. Все истории, которые мы готовим, цепляют, и хочется что-то сделать. На нашем сайте есть кнопка «Помочь», которая несет в себе смысл. Любой читатель может исправить ситуацию, нажав на эту кнопку. Таким образом, мы помогаем не конкретному человеку (а сразу группе людей). Мы собираем пожертвования в поддержку профессиональных общественных организаций, для которых решать социальные проблемы – это работа, - объясняет создатель журнала «Имена» Екатерина Синюк.
Инсталляции
10 современных белорусских художников на протяжение шести месяцев общались с героями, о которых писал журнал «Имена». Результатом этого общения стали инсталляции, представленные зрителям. Сегодня в Витебск привезены не все работы, но о каждой из них на выставке можно найти информацию.На выставке представлена выжимка из статьи журнала «Имена» и кураторский текст, который был написан к инсталляции.
Здесь затронуты проблемы домашнего насилия, несчастной любви, бездомных людей, детей с аутизмом, глухих людей, детей из детских домов и не только.
Переход (Работа Маши Святогор)
Это переход из детской сиротской жизни во взрослую, который никогда не осуществляется.
Представьте себе узкое, ограниченное пространство, напоминающее длинный коридор из которого нет выхода. Этот коридор, как история героя журнала «Имена» Саши Зимохи, который одной ногой уже в «своей» государственной квартире, а другой все еще в стенах дома-интерната.
Работа автора – многослойный коллаж. Главный герой – не взрослеющий ребенок, плывущий в лодке. Плывущий даже там, где плыть не возможно. Зритель может увидеть и других персонажей, но никто из них не взаимодействует друг с другом. Размытые фигуры взрослых, родители без лиц, которых можно описать, но нельзя почувствовать. Все эти люди – родственники Маши.
Это история маленького мальчика и родителей, которые находятся где-то в тумане. Это и есть история детей-сирот. Лица родителей размыты, и мы не знаем, какие они. Мы не знаем добрые они или злые, родные или нет…
Как прекрасны они (Работа Сергея Гудилина)
Проект посвящен истории отношений между фотографом и его героем Павлом Ращинским. У Павла церебральный паралич. В 2011 году автор начал снимать своего героя. Приступая к работе, Сергей руководствовался профессиональным журналистским и исследовательским интересом, но постепенно отношения переросли в настоящую дружбу.
Инсталляция предполагает два способа восприятия истории. Один из них – взгляд с определенной дистанции. В центре - пуста– белая кровать. Вокруг нее документальные снимки, сделанные Сергеем на протяжении шести лет.
Второй способ предлагает зрителю сменить свою комфортную позицию, войти внутрь инсталляции и прилечь на условную кровать.
Хочу отметить, что это не так просто, как кажется. Мне стоило набраться мужества и побороть в себе что-то, чтобы попробовать на себе этот опыт и «сломать» свою зону комфорта. Когда ты ложишься и понимаешь, что большая часть твоей жизни проходит именно так, - это странно.
Необычно, что лежа на кровати, взгляд упирается на рисунки Павла, подвешенные к потолку.
О Павле: молодому человеку 25 лет, но он выглядит как подросток. Павел не может самостоятельно обслуживать себя, но он стремиться жить полной жизнью. Он не может разговаривать, но общается с людьми при помощи компьютера. Пальцами ног он набирает текст – так он коммуницирует с окружающими. С детства Павел рисует. Свои картины он рисует пальцами ног.
Павел живет в Минске с мамой и братом. Его мама посвятила сыну всю жизнь. Она помогает ему чувствовать полноценность.
135 часов
В проекте есть работа витебского художника Кирилла Демчева. На протяжении всех дней выставки, автор по 9 часов находился в кровати, будучи прикованным. Он не пользовался туалетом, не пил.
Куб 8 на 8 метров, это минимально допустимый размер одного изаляционного бокса. Тема изоляции - тема заложников своего тела. Обездвиженныйчеловек оказывается в этой изоляции, в этих стенах. Все что он видит, это одна и та же картинка за окном.
Кирилл выбрал данную тему, потому что у него умер дедушка, который в последние месяцы своей жизни был прикован к кровати.
Проект будет работать до 15 октября и каждый желающий может лично увидеть необычные инсталляции, прочитать истории и углубиться в социальные проблемы, на которые многие из нас просто закрывают глаза.
Карина Шлапакова
Фото автора