Бренд — знак успеха
Урбанистика
Это иностранное слово на слуху уже лет пятнадцать, но, несмотря на это, четкое представление, что за ним стоит, имеют немногие. Существует путаница в понимании самого определения, хотя в любом доме обязательно есть брендовый товар. Вы покупаете холодильник или телефон именно этой торговой марки не столько за красивое имя, сколько за отличную характеристику, гарантирующую надежность. Успешный бренд, прежде всего, ассоциируется с качеством товара, проверенной репутацией, и зачастую формирует сознание потребителя. Бренд — визитная карточка производимого продукта или услуги, непременное условие процветания компании. Это сложное понятие, составляющими которого являются название, логотип, слоган и еще целый ряд свойств, которые специалисты определяют как «набор осязаемых и неосязаемых выгод». Создание и продвижение брендов — дело многотрудное, недаром на Западе на это тратят десятки миллионов долларов.
В нашей стране и городе этим стали заниматься относительно недавно, но на внутреннем рынке появились-таки удачные бренды. Показательна практика одного из наших обувных предприятий не только с оригинальным названием, но и лаконичным логотипом. Девиз на гербе компании отражает принцип производителя — уважение к потребителю. Качество обуви позволило компании стать неоднократным победителем престижных конкурсов. Но главная награда — признание потребителей: по статистике, каждый четвертый житель республики носит обувь этого производителя. За пределами страны покупатели знают и ценят также продукцию многих наших молочных и мясных торговых марок.
В последнее время созданием собственного бренда озабочены и города. Для чего это надо? Чтобы сделать регион узнаваемым на карте страны, выгодно отличаться своей индивидуальностью на фоне других и тем самым привлекать туристов, инвестиции, расширять географию экспорта. В конце концов, чтобы изменить отношение к городу самих жителей.
Формировать бренд могут достопримечательности, имена знаменитых соотечественников, спортивные победы, экспортная продукция, самобытная культура, городские музеи. Одним из самых удачных решений по части брендинга территорий специалисты считают бренд Копенгагена. Дизайнеры нашли его в самом названии, и, выделив часть слова OPEN (открытый), тем самым подчеркнули открытость и дружественность города. От названия города «плясали» и создатели логотипа столицы Нидерландов: I AmSterdam. Здесь удачно обыграна английская конструкция I am — я есть. Получается: Амстердам — люди, которые в нем есть. Лучшего комплимента жителям не придумаешь! Логотип, воплощенный во всевозможной сувенирной продукции, уличной скульптуре, создающий имидж города, стал его брендом.
Созданием бренда городов активно занимаются и в России, например, в Перми, в Калужской области.
А что у нас? С каких позиций можно представить Витебск, всемирно известный как родина Шагала, центр авангарда ХХ века и УНОВИСа, столицу Международного фестиваля «Славянский базар в Витебске». Бренд города — это набор позитивных ассоциаций человека. А какие ассоциации при упоминании Витебска возникают у вас? Какая продукция делает наш город известным? Эти вопросы корреспондент «ТГ» задал своим читателям.
Раиса Антясова, педагог:
— Для меня это, прежде всего, родина Марка Шагала, из продукции — обувь «Белвест».
Ирина Питаленко, бухгалтер:
— Витебск для меня — это город трех рек, фестиваль «Славянский базар», имя — Родион Басс, продукция — обувь фирмы «Браво».
Елена Ващенок, педагог:
— Отвечу коротко: Витебск — это необычный ландшафт, имя — витебский поэт Давид Симанович, продукция — обувь «Белвест», изделия ОАО «Мясо-молочный комбинат».
Ольга Николаевна Огурцова, пенсионерка:
— Образные символы города — ратуша, Успенский собор. Безусловно, это город, любимый Шагалом. Продукция? Я, например, всегда покупаю в подарок для своих российских друзей бальзам «Черный рыцарь».
Нина ПОКРОВСКАЯ. Газета «Твой Город»




















