Авиамама, или Почему летчиком нужно родиться
Недавно сразу два экипажа Витебского аэроклуба получили «золото» и «бронзу» чемпионата мира по вертолетному спорту, и это далеко не первое признание мастерства витебских летчиков и парашютистов.
С миру по нитке
Для многих из нас аэродром возле деревни Куковячино, где расположен Витебский аэроклуб ДОСААФ, лишь место, где можно прыгнуть с парашютом и посмотреть самолеты. Но в первую очередь это один из трех белорусских летных центров (два других в Минске и Могилеве), где готовят профессиональных спортсменов-парашютистов и вертолетчиков, а также военных летчиков.
– Наша история началась в 1923 году, задолго до официального открытия аэродрома, – рассказывает заместитель начальника – начштаба Витебского аэроклуба Сергей Стрикун. – Командующий Западным фронтом Михаил Тухачевский был большим любителем техники, и именно он внес предложение в Губернский комитет об организации в Витебске летной школы. Деньги собирали всем миром: проводили субботники, месячники пропаганды авиации, платные спектакли.
С каждого проданного билета на трамвай 1 копейка шла в фонд создания аэроклуба
Конечно, были и дотации правительства БССР и Центрального совета осоавиахима.
Первый набор курсантов прошел в 1931-м, летали на самолетах У-1 и У-2. Официальное открытие старейшего в СССР аэроклуба состоялось в 1933-м: там уже было семь самолётов, своя планерная школа и парашютная станция ОСОАВИАХИМа.
В годы Великой Отечественной аэроклуб эвакуировали, но 14 его выпускников стали Героями Советского Союза. Еще один летчик Василий Щербаков был удостоен этого звания за исполнение интернационального года в Афганистане.
В 1964 году Витебский аэроклуб стал учебным авиационным центром, где готовили вертолетчиков и летчиков военной и гражданской авиации для всего Советского Союза, проводились чемпионаты СССР по летным видам спорта.
После распада Союза прекратились финансирование и набор курсантов: в Беларуси в начале 1990-х попросту не было летных учебных заведений, для которых нужны были кадры.
Второе дыхание
Только после создания Военной Академии в Минске, где есть летный факультет, Витебский аэроклуб получил второе дыхание, потенциал для развития.
Сегодня одно из основных направлений его работы – первоначальное летное обучение военных вертолетчиков. Это курсанты 2-3-го курсов военной академии, каждый год их здесь 10-11 человек.
Также аэроклуб – альма-матер для профессиональных спортсменов – вертолетчиков и парашютистов. Здесь трудятся три чемпиона мира по вертолетному спорту, среди парашютистов – призеры СССР и Беларуси, за плечами которых не одна тысяча прыжков.
В этом году на чемпионате мира по вертолетному спорту в Минске сборная Беларуси, в которой большинство спортсменов из Витебска, завоевала второе общекомандное место.
Организует аэроклуб и коммерческие прыжки с парашютом, обзорные экскурсии над городом, сотрудничает с МЧС при авиапатрулировании. В распоряжении летчиков два самолета Ан-2 и три вертолета Ми-2. В перспективе покупка модернизированных вертолетов – «американца» «Робинсон-44» и «россиянина» Ми-2.
Сергей Стрикун: Полеты и прыжки с парашютом – очень дорогое удовольствие
– Соотношение количества техники и пилотов у нас сейчас оптимальное, – подчеркивает Сергей Стрикун. – Полеты и прыжки с парашютом – очень дорогое удовольствие. В год на аэродроме совершается около 3 тысяч прыжков, 90% из них – профессиональными спортсменами, которое завоевывают награды, создают имидж страны.
Время молодых
– Летчиком нельзя стать, им нужно родиться, – убежден Сергей Стрикун, говоря о подготовке молодежи. Он знает, о чем говорит: у пилота первого класса гражданской авиации за плечами 25 лет стажа и 8 000 часов налета.
Лет десять назад Витебский аэроклуб давал хороший старт ребятам, заболевшим небом, – здесь действовала вертолетная секция, славившаяся хорошей теоретической базой и первоначальной летной подготовкой. Затем можно было поступать на летные факультеты специализированных вузов, но сейчас потребность в летчиках сократилась.
В аэроклубе в общем доступе остались лишь парашютная и авиамодельная секции, куда ежегодно набирается соответственно 25 и 15 человек.
Идеальный возраст для начала занятий парашютным спортом с 14 лет
– В последнее время, к сожалению, желающих стало меньше, – рассказывает Сергей Стрикун. – Идеальный возраст для начала занятий парашютным спортом с 14 лет – мы как раз и принимаем в секцию с этого возраста. Но многих больше увлекают гаджеты, компьютеры. Дети походят несколько раз или даже год, а потом бросают. У нас остаются только люди, которые преданы небу.
Чтобы заняться парашютным спортом, нужны письменное разрешение родителей, заявление, а также требуется пройти медицинскую и мандатную комиссии (последняя – своеобразное собеседование). Поначалу воспитанники аэроклуба постигают азы в учебных классах и на тренажерах, с 16 лет можно в небо.
Асы рулят
Недавние ньюсмейкеры – вертолетные экипажи из Витебска Владимира Бугаева - Андрея Рогонова и Никиты Лаптева – Владислава Курса, которые стали победителями чемпионата мира.
Я познакомился с мастерами спорта международного класса по вертолетному спорту, летчиками-инструкторами аэроклуба Владимиром Бугаевым и Никитой Лаптевым. Дороги у ребят во многом схожи – их отцы были летчиками, на аэродромах они бывали с детства. Так что точность бытующего у летных династий афоризма: нам крылья не даются по наследству, но сыновья обязаны летать, – они на 100% подтверждают.
Около десяти лет назад Владимир и Никита попали в редкий набор в вертолетную секцию при аэроклубе, затем, как и многие, окончили минскую академию гражданской авиации. Оба летчика женаты, а у 27-летнего Владимира Бугаева уже трое детей. Живет молодая семья с родителями и мечтает о собственном жилье. Но пока не выходит.
– В небе как-то забываются бытовые проблемы, – рассказывает Владимир. – Занимаешься любимым делом, и это здорово. На соревнованиях, конечно, нервничаем – много зрителей, сильные соперники. При этом упражнения ювелирные, например, набрать ведро воды, пролететь с ним и доставить на стол, не разлив, или поставить груз на метку диаметром пять сантиметров.
Иди к мечте
У большинства успешных летчиков Витебского аэроклуба есть авиамама, так коллеги называют начальника отдела управления воздушным движением и связи, вертолетчицу с 37-летним стажем Светлану Манько.
Женщина в авиации тогда, да и сейчас – редкость
«В небе» у нее вся семья: муж – летчик гражданской авиации, с которым она вместе почти 30 лет, и дочь Анна – вертолетчица аэроклуба, мастер спорта. Даже трехлетний внук уже с интересом посматривает на «вертушки».
Светлана родилась в обычной сельской семье недалеко от Постав, но начитавшись героических книг о легендарных летчиках, заболела небом. В выпускном классе записалась в парашютную группу, которая набиралась по линии ДОСААФ в воинской части неподалеку. Первый прыжок сделала в экзаменационную пору в школе: утром прыгнула и пошла на экзамен.
В Витебский аэроклуб девушку, мечтающую летать, сразу не взяли. Женщина в авиации тогда, да и сейчас – редкость. Чтобы остаться в городе и иметь возможность пусть и неофициально, но посещать занятия, Светлана поступила в училище на кулинара. Даже диплом получила, но по распределению не поехала – ее наконец-то зачислили в аэроклуб. В 19 лет она уже сидела за штурвалом вертолета, а через два года выполнила нормативы мастера спорта.
– Я как-то выступала перед школьниками, рассказывала о полетах и долго думала, что же им пожелать напоследок, – говорит Светлана Викторовна. – Вспомнила о своем долгом пути «в небо» и пожелала определить цель в жизни и всегда к ней идти. Недаром говорят: найди занятие по душе, и тебе никогда не придется работать. Это про меня и наш аэроклуб.