Какие изменения коснулись социального иждивенчества?

 

Президентом Республики Беларусь внесены изменения в Декрет от 2 апреля 2015 года № 3 «О предупреждении социального иждивенчества»

 

12 января 2017 года Президентом Республики Беларусь подписан Декрет № 1 «Об изменении Декрета Президента Республики Беларусь» (далее – Декрет №1), предусматривающий внесение изменений в Декрет Президента Республики Беларусь от 2 апреля 2015 года № 3 «О предупреждении социального иждивенчества» (далее – Декрет №3).

 

Декретом №1 уточнен перечень периодов деятельности, в течение которых граждане признаются участвующими в финансировании государственных расходов, а также внесены изменения в порядок уменьшения суммы сбора на финансирование государственных расходов (далее – сбор).

 

Некоторые из положений Декрета № 1 распространяют свое действие на отношения, возникшие с 1 июля 2016 г., некоторые – на отношения, возникшие с 1 января 2017 г., однако большинство из положений распространяют свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2015 г.

4  

1. положения Декрета №1, действия которых распространяются на отношения, возникшие с 1 января 2015 года.

К лицам, участвующим в финансировании государственных расходов, отнесены граждане в период:

- нахождения в списочном составе национальной или сборной команды Республики Беларусь по видам спорта (пп.5.20 п.5 Декрета №3);

-  применения к ним предусмотренных законодательными актами мер по обеспечению безопасности, не позволявших им участвовать в финансировании государственных расходов (пп.5.21 п.5 Декрета №3);

- работы по трудовому договору (контракту), на государственных должностях, при занятии которых контракт не заключается, на условиях членства в производственном кооперативе или крестьянском (фермерском) хозяйстве (пп.5.1 п.5 Декрета №3);

- осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма. Факт и период осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма подтверждаются местным исполнительным и распорядительным органом (пп.5.7 п.5 Декрета №3).

 

Пример: физическое лицо с 11 мая 2015 года осуществляет деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, уплатив на 2015 год соответствующий сбор 10 мая. В случае подтверждения факта и периода осуществления деятельности местным исполнительным и распорядительным органом физическое лицо будет признано участвовавшим в финансировании государственных расходов, поскольку период осуществления деятельности составил более 183 календарных дней.

 

Также, в целях исключения неоднозначности толкования норм, в Декрет № 3 внесены правки редакционного характера, а именно:

- исключено дополнительное условие, предусмотренное  подпунктом 5.2 пункта 5 Декрета №3, касающееся уплаты индивидуальными предпринимателями налогов за осуществление предпринимательской деятельности.

Пример: физическое лицо, являющееся индивидуальным предпринимателем, в 2015 году осуществляло предпринимательскую деятельность с применением общеустановленного порядка налогообложения. В представленных за каждый квартал налоговых декларациях  по подоходному налогу налоговая база отражена равной 0 в связи с применением им налоговых вычетов. Несмотря на отсутствие подоходного налога, уплаченного в бюджет в 2015 году, физическое лицо признается участвовавшим в финансировании государственных расходов.

- в подпункте 5.3 пункта 5 Декрета № 3 слова «на сумму» заменены словами «на общую сумму».

Такие изменения означают, что в период участия в финансировании государственных расходов будет включаться период выполнения работ по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности, на общую сумму не менее 70 базовых величин.

 

Пример1: физическое лицо в течение всего 2015 года выполняло работы только по договорам подряда, заключенным с различными юридическими лицами. При этом его доход составил:

1. в период с 1 января 2015 по 30 апреля 2015 года (120 дней) по договору подряда, заключенному с организацией «А» - 10 000 000 неденоминированных рублей;

2. в период с 1 июня по 31 августа 2015 года (92 дня) по договору подряда, заключенному с организацией «Б» - 2 000 000 неденоминированных рублей;

3. в период с 1 декабря по 31 декабря 2015 года (31 день) по договору подряда, заключенному с организацией «В» - 13 000 000 неденоминированных рублей.

В рассматриваемом случае, поскольку договоры подряда заключены на выполнение работ и общая сумма полученного физическим лицом дохода составила более 70 базовых величин (12 600 000 неденоминированных рублей), то период работы по договорам подряда (120 дней + 92 дня +31 день= 243 дня) засчитывается в период участия в финансировании государственных расходов.

Учитывая, что период участия в финансировании государственных расходов составляет более 183 календарных дней физическое лицо за 2015 год освобождается от уплаты сбор.а

 

Пример 2: физическое лицо в течение всего 2015 года выполняло работы и оказывало услуги только по договорам подряда, заключенным с различными юридическими лицами. При этом:

1. в период с 1 января 2015 по 20 марта 2015 года (79 дней) работало по договору подряда, заключенному с организацией «А», заработав 10 000 000 неденоминированных рублей;

2. в период с 1 ноября 2015 года по 31 декабря 2015 года (61 день) оказывало услуги по договору подряда, заключенному с организацией «Б», заработав 5 000 000 неденоминированных рублей.

В рассматриваемом случае, поскольку договоры подряда заключены на выполнение работ, оказание услуг и общая сумма полученного физическим лицом дохода составила более 70 базовых величин (12 600 000 неденоминированных рублей), то период работы по договорам подряда (79 дней + 61 день=140 дней) засчитывается в период участия в финансировании государственных расходов.

Однако, поскольку период участия в финансировании государственных расходов составил 140 календарных дней, т.е. менее 183 дней в году, то физическое лицо является плательщиком сбора.

При этом, сумма сбора, подлежащая уплате, подлежит уменьшению на сумму подоходного налога исчисленного, удержанного и перечисленного юридическими лицами в бюджет с доходов физического лица от выполнения работ и оказания услуг по договорам подряда.

 

Пример3: физическое лицо в период с 1 марта 2015 года по 31 марта 2015 года (31 день) выполняло работы по договору подряда, заключенному с юридическим лицом, сумма дохода при этом составила 12 800 000 неденоминированных рублей. Кроме того, в период с 1 апреля по 30 апреля 2015 года (30 дней) данный гражданина состоял на учете в центре занятости в качестве безработного.

В рассматриваемом случае, поскольку договор подряда заключен на выполнение работ и сумма полученного физическим лицом дохода составила более 70 базовых величин (12 600 000 неденоминированных рублей), то период работы по договору подряда (31день) засчитывается в период участия в финансировании государственных расходов.

Однако, поскольку общий период его участия в финансировании государственных расходов составил 61 день (31 день +30 дней), то  гражданин признается плательщиком сбора.

При этом, сумма сбора, подлежащая уплате, подлежит уменьшению на сумму подоходного налога исчисленного, удержанного и перечисленного юридическим лицом в бюджет с дохода физического лица от выполнения работ по договору подряда.

5

- подпункт 5.13 пункта 5 Декрета № 3 после слов «нетрудоспособности» дополнен словами «, выданным и оформленным в соответствии с законодательством».

Внесение данных дополнений обусловлено необходимо исключения случаев предъявления необоснованных требований по уплате сбора к гражданам, не имевшим места работы и перенесшим в 2015 году определенные заболевания (травмы), а также к женщинам, состоявшим под медицинским наблюдением во время беременности, родов и в послеродовой период.

За местными Советами депутатов либо по их поручению за местными исполнительными или распорядительными органами закрепляется право освобождать граждан от уплаты сбора в связи с нахождением в трудной жизненной ситуации (п.151 Декрета №3). Под трудной жизненной ситуацией понимается объективное обстоятельство (совокупность обстоятельств), не зависящее от гражданина, которое он не может преодолеть за счет имеющихся возможностей.

 

- в подпункт 3.2 пункта 3 Декрета №3 внесены нормы, касающиеся зачета (взаимозачета) налогов, уплаченных гражданами, учета стандартных, социальных и имущественных налоговых вычетов при уплате подоходного налога с физических лиц.

Так, сумма сбора должна быть уменьшена не только на суммы уплаченных единого налога, налога при упрощенной системе налогообложения и подоходного налога с физических лиц, но и на сумму подоходного налога, не поступившего в бюджет, в связи с применением плательщиком стандартных налоговых вычетов, предусмотренных в пункте 1 статьи 164 НК, социальных налоговых вычетов, предусмотренных в пункте 1 статьи 165 НК, и имущественного налогового вычета, предусмотренного в подпункте 1.1 пункта 1 статьи 166 НК.

 

Пример: физическим лицом в налоговую инспекцию представлена справка о доходах, исчисленных и удержанных суммах подоходного налога с физических лиц за 2015 год, согласно которой сумма начисленного дохода составила 3 000 000 неденоминированных рублей, размер примененных налоговых вычетов – 1 460 000 неденоминированных рублей, сумма подоходного налога, удержанного и перечисленного налоговым агентом – 200 200 неденоминированных рублей.

В рассматриваемой ситуации сбор должен быть уменьшен на сумму 390 000 неденоминированных рублей, где: 200 200 неденоминированных рублей – сумма подоходного налога фактически удержанного и перечисленного налоговым агентом; 189 800  неденоминированных рублей – сумма подоходного налога, приходящегося на налоговые вычеты (1 460 000*13%=189 800).

2. положения Декрета, действия которых распространяются на отношения, возникшие с 1 июля 2016 года.

К лицам, участвующим в финансировании государственных расходов, отнесены граждане в период прохождения альтернативной службы (пп. 5.5 п.5 Декрета №3). 

3.  положения Декрета, действия которых распространяются на отношения, возникшие с 1 января 2017 года.

 

- подпункт 5.12 пункта 5 Декрета №3 дополнен определенными условиями.

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 18 июля 2016 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» дополнены требованиями к периоду, когда гражданин, зарегистрированный в качестве безработного, признается участвующим в финансировании государственных расходов. Безработные должны выполнять свои обязанности, а, именно, формально не отказываться от предложенной работы, обращаться к нанимателям в установленный срок, участвовать в оплачиваемых общественных работах, качественно осваивать содержание образовательной программы обучающих курсов и др. 

Таким образом, граждане, состоящие на учете безработных либо обучающиеся по направлению органа по труду, занятости и социальной защите, будут признаваться участвующими в финансировании государственных расходов только при отсутствии установленных фактов нарушения ими обязанностей в области занятости населения.

 

-  дополнен подпункт 5.14 пункта 5 Декрета №3, в связи с чем лица, воспитывающие детей в возрасте до 7 лет, будут признаваться участвующими в финансировании государственных расходов при условии, что ребенок в возрасте от 3 до 7 лет не получает дошкольное образование.

 

За дополнительной информацией по разъяснению норм Декрета Президента Республики Беларусь от 2 апреля 2015 года № 3 «О предупреждении социального иждивенчества» можно обратиться в инспекцию по месту жительства.

 

Пресс-центр инспекции МНС по Витебской области

Фото www.gs.by

Фото myfin.by

Инспекция МНС по Витебской области >>>

 

Смотрите похожие новости:

Поменялся порядок пересчета валютной выручки для целей налога на прибыль >>>

Новый образец акцизной марки для маркировки сигарет >>>

Налог за владение собаками >>>

Об уплате сбора на финансирование государственных расходов >>>

Новый порядок заполнения накладных >>>

Маркировка товаров контрольными знаками с RFID-метками >>>

Новый порядок использования ИП платежных терминалов >>>

Вниманию плательщиков! >>>

 


ВАМ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО

КГК Витебской области проведет «горячую линию» по проблемам отопления
КГК Витебской области проведет «горячую линию» по проблемам отопления
Комитет государственного контроля Витебской област...
Когда у белорусов будут длинные выходные в декабре
Когда у белорусов будут длинные выходные в декабре
Как в Беларуси будут работать и отдыхать в декабре...
Еще 11 домов в Витебске ждет капитальный ремонт. Вот адреса
Еще 11 домов в Витебске ждет капитальный ремонт. Вот адреса
Решением горисполкома внесены изменения в Перспект...
13 ноября в Витебске пройдет ярмарка вакансий
13 ноября в Витебске пройдет ярмарка вакансий
13 ноября в государственной службе занятости пройд...

Свежие новости

Есть ли в Витебске возможность вызвать парикмахера на дом для человека с инвалидностью?
На этот вопрос читателя во время «прямой линии» в «Витьбичах» ответила...
Игры лидеров в Италии, ажиотаж в Белграде: топ-матчи выходных
С 12 по 14 декабря – зрелищный футбол Европы и баскетбольная Евролига....
Смотрите, как мило! В Mark Formelle выпустили новогодние коллекции
Mark Formelle вдохновился атмосферой предстоящих праздников и объедини...
Состоялась мировая презентация складного смартфона Huawei Mate X7 и других инновационных устройств
В Дубае прошла презентация новой линейки флагманских инновационных уст...
«Всё легко»: Life обновил основную тарифную линейку
Безлимит звонков во все сети и антивирус для смартфонов – цифровой опе...

Самое популярное

В Беларуси назвали самые популярные сыры, сырки и йогурты. Вы их знаете
В Беларуси подвели итоги премии «Народная марка 2026»....
В Fix Price предложили товары к праздникам по суперценам
В Fix Price предложили множество товаров по выгодным ценам....
Витебск вошел в рейтинг «посуточных» городов. Смотрите, на каком месте
Куфар Путешествия составили рейтинг «посуточных» городов Беларуси....
КГК Витебской области проведет «горячую линию» по проблемам отопления
Комитет государственного контроля Витебской области проведет «горячую ...
Когда в Витебске пройдет шествие Дедов Морозов в 2025 году
В 2025 году театрализованное шествие Дедов Морозов, Снегурочек и други...
В Витебске планируют построить еще одну Ледовую арену. Какой она будет?
Нынешняя Ледовая арена в Витебске порой не вмещает всех желающих попас...

ETPVIT.BY - ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВАЯ ПЛОЩАДКА

Каталог товаров и услуг
Дом и квартира
Дом и квартира
Строительство и ремонт
Строительство и ремонт
Работа и бизнес
Работа и бизнес
Семья и дети
Семья и дети
Шоппинг
Шоппинг
Торговые центры, рынки1
Торговые центры, рынки
Отдых и развлечение
Отдых и развлечение
Услуги в Витебске
Услуги в Витебске