Василий Лановой: «Жалею, что прежде не бывал в Витебске»

На творческий вечер народного артиста СССР Василия Ланового в Витебске пришли давние поклонники актера. Кому-то посчастливилось видеть на сцене театра имени Вахтангова, где вот уже 55 лет играет артист, его принца Калафа из спектакля «Принцесса Турандот», Октавия Цезаря из «Антония и Клеопатры», Бернарда Шоу в постановке «Милый лжец». Но большинство знает В. Ланового по ролям в кино: Павки Корчагина в одноименном фильме, Вронского в «Анне Карениной», многим другим. И конечно же – Ивана Вараввы в культовой киноленте «Офицеры».
Перед выступлением в концертном зале «Витебск» артист ответил на многочисленные вопросы журналистов, в том числе и корреспондента «НС». Но прежде Василий Семенович поделился своим впечатлением о Витебске.
– Я первый раз в вашем городе и мне он очень понравился. Витебск оставляет приятное впечатление, прежде всего старой архитектурой. В центре нет многоэтажек, которые обезличили вид многих городов. Кстати, отец моей жены Ирины Купченко родом из Витебска. Он был офицером, летчиком. В 2011-м меня приглашали на фестиваль «Славянский базар», организаторы хотели, чтобы мы привезли спектакль театра имени Вахтангова «Посвящение Еве», но не получилось. Возможно, приедем с ним в 2013 году.
– Говорят, что большинство духовных ценностей закладывается в детстве, а оно у вас выпало на годы войны…
– У Николая Карамзина в «Истории государства Российского» есть такие слова: «Дети войны всегда быстрее взрослеют и быстрее начинают различать, где подлость, а где красота». Очевидно, это относится к моему поколению. Когда началась война, мне было 7 лет. Меня с сестрами родители 20 июня 1941 года отправили из Москвы к бабушке с дедушкой в Одесскую область. (Я там родился, в украинской деревне Стрымба, а не в Москве, как часто пишут). Мама должна была приехать недели через две, но война разлучила нас почти на три года, в течение которых мы ничего не знали друг о друге. Воспоминания тех лет остались на всю жизнь и наложили отпечаток на отношение ко всему, что связано с войной. Я сыграл много военных ролей в театре и в кино, озвучивал многие фильмы, в том числе 20 серий «Великой Отечественной» Романа Кармена, документальные фильмы «Тайны великих побед». Это для меня очень дорого. Можно сказать, вся жизнь проходит через призму ценности тех лет, которые с возрастом не удаляются, а приближаются.
– Вы в свое время отказывались от роли в фильме «Офицеры». Почему?
– В этой ленте два героя: главный, которого исполнял Георгий Юматов, и второстепенный – его должен был играть я, но не понимал, что мне делать в фильме. Поэтому и отказывался. Убедили режиссер с оператором, которые сказали: «Играй романтизм российского офицерства». И все стало на свои места. Иван Варавва воплощал романтику русского офицерского авангарда, тех людей, для которых понятие «Честь имею» дороже жизни. В нем – правда, присущая и русскому, и советскому офицеру, и сегодняшним мальчишкам в форме.
– Правда ли, что для фильма «Офицеры» вам пришлось учить китайский язык?
– Ко мне прикрепили студента-китайца, который и учил меня языку. Я, как попугай, вызубрил несколько фраз. Снимался китайский эпизод в подмосковной Рузе, собрали чуть ли ни всех студентов из Поднебесной, которые учились тогда в Москве.
– Давайте вспомним съемки фильма о другой войне – 1812 года. Вам нравилось быть в том времени, так великолепно описанном Львом Толстым и снятым Сергеем Бондарчуком?
– Мне нравится быть в любом времени, если имею дело с хорошей драматургией. А уж в этом никак нельзя отказать автору «Войны и мира».
– Кажется, даже внешне вы не похожи на отрицательного героя.
– Анатоль Курагин в «Войне и мире», Цезарь в «Антонии и Клеопатре» – это положительные роли?
– Но симпатии все равно на вашей стороне…
– Я очень люблю играть отрицательные роли. Как правило, драматургами они интереснее выписаны. Но в театре меня часто использовали как героя-любовника или военного. Хотя доставались и комедийные роли, которые играл с удовольствием. Актер – это лицедей, то есть профессионал, умеющий делать разные лица.
– Современное кино вас не раздражает?
– Я его не смотрю. Не снимаюсь в сериалах. Но не отказываюсь от хороших ролей, как, например, в фильме «Три мушкетера», где играю кардинала. Замечательная роль. Снимает Сергей Жигалов.
– Многие вас узнают по голосу. Он у вас такой от природы?
– Меня выгоняли из театрального института за непрофессиональный голос. Я хохол первосортный. Много занимался, чтобы избавиться от украинского акцента. Мама же все время разговаривала со мной на родном языке. Я ее просил: говорите со мной только по-русски, а то в театре мне постоянно делают замечания насчет украинизмов. Она отвечала: пускай привыкают. Мама сохранила мне родной язык. Но русский я выучил как следует и даже приобрел московский говор.
– Вы столько знаете наизусть стихов, можно позавидовать такой памяти!
– Один актер шутя рассказывал, как тренирует память: «Разбегаюсь и в стенку головой, чтобы она не засыпала». Мне через год будет 80 лет. Это не шутки. Память имеет право на отдых. Но старые роли и стихи, выученные давно, запомнил навсегда.
– Что вам ближе: театр или кино?
– Хорошая драматургия ближе. Актерской профессии обучает театр. Поэтому и на роли в кино брали театральных артистов. Сколько прекрасных ролей сыграли в фильмах актеры нашего Вахтанговского театра: Гриценко, Ульянов, Борисова, Мансурова, Шалевич, Купченко, Плотников.
– Над чем работаете сегодня в театре?
– Ищу пьесу к своему юбилею. Играю в спектаклях «Посвящение Еве», «Последние луны». С радостью читаю стихи на сцене. Заведую кафедрой сценической речи в театральном училище имени Щукина.
– Это правда, что сыновей вы назвали
в честь Есенина и Пушкина?
– Да. Александр и Сергей. Мы с Ириной в театр их не пустили, чтобы они не стали актерами. Один получил историческое, другой экономическое образование. Я водил сыновей 9 Мая в парк культуры, где собирались ветераны. Делал это осознанно. Для моих детей бывшие фронтовики – святое племя, и этим горжусь.
– У вас есть семейные традиции встречи Нового года?
– Мы уезжаем на дачу и встречаем Новый год в узком семейном кругу.
– Что бы пожелали вашим многочисленным поклонникам, живущим на Витебщине?
– Я много разъезжал по стране и очень жалею, что прежде не бывал в Витебске. Говорят же: самые короткие дороги – к душе человеческой. Я ощутил душевную чистоту людей, живущих на этой чистой земле. Желаю вам сохранить это и не отдавать на съедение прагматичному времени.




















