Телефонные мошенники. Как владельцу банковской карты не стать их жертвой?
…Артур (имена изменены) копил деньги на квартиру. Подходил к этому вопросу обстоятельно. Предварительно выяснив, в каком банке наиболее высокие проценты по вкладам, завел карты для валюты — одного банка, для белорусских рублей — другого.
Как-то вечером раздался звонок, и по телефону мужчина представился сотрудником службы безопасности Ассоциации белорусских банков. Он сообщил, что на счете Артура происходит нездоровая активность, якобы запрошен перевод на сомнительный счет контрагента, а потому, возможно, работает хакер, и для того, чтобы отменить операцию и сберечь его средства, Артур должен немедленно сообщить номер платежной карты и код с ее оборотной стороны. Тогда в банке смогут заблокировать счет. После нескольких попыток остановить атаку сотрудник банка сказал, что все удалось, счет заблокирован, и предложил заблокировать другие счета в других банках таким же образом. Артур взял карту другого банка и передал собеседнику реквизиты. Через некоторое время несколько раз пытался набрать номер, с которого ему звонили, но тот был недоступен. Утром же, приехав в банк, узнал, что никаких звонков никто не делал, а проверив карты, убедился, что обе они обнулены, на них нет ни рубля денег.
О том, как происходит телефонный обман, мы побеседовали со старшим оперуполномоченным управления «К» криминальной милиции УВД Витебского облисполкома Анной Галинской. Она рассказала, что, к сожалению, Артур — один из сотен потерпевших при таких же обстоятельствах за последнее время. В абсолютном большинстве случаев граждане сами передают свои персональные данные, а именно: номер платежной карты, трехзначный код на ее обороте, а также коды из СМС-сообщений.
Злоумышленники используют распространенную и отработанную на территории других государств схему получения персональных данных владельцев платежных карт.
Например, представляются по телефону сотрудником службы безопасности банка и под предлогом отмены операции по счету или онлайн-заявки на кредит просят передать данные карты и используют их для перевода денег на свои счета. Необходимо запомнить: настоящий сотрудник банка никогда не спросит полный номер карты и три цифры на ее обороте. Это данные, которые никто не должен знать, кроме вас самих. Сотрудник банка, чтобы убедиться, что это действительно вы, спросит фамилию, имя, отчество и кодовое слово.
Но это не единственная схема, по которой работают киберпреступники. Очень распространен второй вариант обмана и завладения данными. Мошенники выбирают на сайтах объявлений продавцов или покупателей, вступают с ними в переписку не на площадке объявлений, что безопасно, а в мессенджере, и предлагают получить или отправить предоплату или оформить доставку на фишинговых (поддельных) интернет-страницах.
Так пострадала молодая мама в декрете Татьяна.
… Татьяна мучительно думала о том, как улучшить свое материальное положение. Отпуск по уходу за ребенком — дело хорошее, однако сумма доходов семьи резко снизилась, а тут как назло и у мужа зарплата упала. И вдруг ей в голову пришла мысль: в шкафу полно дочкиных вещей, которые в день ее рождения надарили родственники. Некоторые из них дочка даже ни разу не надела, так как выросла быстрее, чем до них дошел черед. Таня включила ноутбук и быстро вышла в сеть. Зашла на известную площадку бесплатных объявлений, разместила свое и стала ждать. Покупатель откликнулся быстро, и началась переписка, которая для удобства перешла в мессенджер. Покупатель недолго интересовался состоянием и качественными характеристиками вещи. Пообещал купить товар за выставленную цену, но позже, а пока предложил внести аванс и оформить доставку. Убедил Татьяну, что такое уже давно практикует и ничего необычного в этом нет. Тане прислал ссылку на страницу для оформления доставки, где нужно было заполнить ячейки своими данными. В это время проснулась дочка и стала требовать внимания мамы. Таня металась между ней и собеседником, чтобы не упустить покупателя, пока он не передумал, выискивала момент, когда можно будет завершить сделку — заполнить все реквизиты. В конце концов, все было сделано, и она вздохнула с облегчением: оставалось проверить карту, когда придут деньги. Таня услышала сигнал телефона, оповещающий об операциях на карте, открыла страницу банка и вначале не поверила своим глазам: те деньги, которые были у нее на карте… пропали. И лишь теперь она поняла, что попалась на удочку мошенников.
По статистике, больше всего страдают именно продавцы детских товаров. Мошенники знают, что молодая мама занята ребенком и постоянно отвлекается, а потому ее легче обмануть, поясняет Анна Галинская.
Количество таких преступлений, квалифицируемых по статье 212 Уголовного кодекса, то есть хищения путем использования компьютерной техники, в последнее время резко возросло: если с января по сентябрь текущего года было зарегистрировано немногим более тысячи таких случаев, то только за октябрь уже было более 200. В целом они составляют более 20 процентов от количества всех преступлений.
Чтобы уберечься от происков мошенников, Анна Галинская дала несколько рекомендаций.
Самое главное — никому не передавайте реквизиты банковской платежной карты, в том числе по телефону и в интернете.
Подключите услугу 3-D Secure — авторизацию платежа по СМС, при этом обращайте внимание на назначение платежа, которое приходит в СМС от банка вместе с проверочным кодом. Подключайте СМС-оповещение. Это поможет вам отслеживать операции в режиме реального времени. Не переходите по ссылкам, полученным в мессенджерах от ненадежных отправителей. Проверяйте домен адресной строки перед тем как ввести данные платежной карты. Безопасный домен должен после точки содержать буквы бел либо by (например, Belpost.by и никак иначе). Не используйте подозрительные сайты. Адрес защищенного сайта должен начинаться с https://. Также рядом с адресной строкой должна быть иконка в виде закрытого замка. Используйте отдельную карту для интернет-платежей и не храните на ней значительных денежных средств.
Относитесь бережно к сохранению ваших персональных данных.