«Что мы измеряем, то мы и получаем». Почему так нужны KPI?
Владислав Толкач, партнер и руководитель Школы финансов и контроллинга Бизнес-школы ИПМ, Controllers’ Master (Controller Akademie, Германия) о том, почему так важны KPI:
Доля заработной платы в некоторых отраслях может составлять до 80% от оборота компании. Почти все остальные ресурсы, покупаемые собственником (сырье, товар, оборудование), можно в экстренном случае продать, получив обратно хоть небольшую, но выгоду. А вот заработная плата сотрудников – это самый легкий способ безвозвратно потерять деньги, особенно если она выплачивается не по заслугам. Поэтому данную статью следует рассмотреть особенно скрупулезно.
В Скандинавии 90-95% фонда оплаты труда – это «фикс». Тем не менее, производительность труда там является самой высокой в мире. Все дело в протестантской трудовой этике: люди работают на искреннем максимуме вне зависимости от того, как им платят. Они по-другому просто не могут – так воспитаны, такие ценности. Хорошо, когда есть возможность нанимать на работу людей, исповедующих ценности протестантизма, описанные Максом Вебером. Но если вы не можете нанять протестантов, вам придется разработать систему оплаты труда с большой переменной частью, которая будет стимулировать людей работать хорошо, потому что оклады расслабляют.
Попробуем разобраться.
Что такое оклад?
Диалог знакомого IT-бизнесмена со своими сотрудниками, которые после окончания очередного этапа проекта пришли к нему за премией:
- «А где же премия? Ведь мы же старались!»
- «За «СТАРАЛИСЬ» у нас – оклад, а премия - за то, что у нас ПОЛУЧИЛОСЬ»!
И это еще хорошо, что люди старались!
Мнение другого знакомого бизнесмена:
«Я насчет окладов иллюзий не питаю. За выплачиваемый сотрудникам оклад я получаю взамен их ФИЗИЧЕСКОЕ ПРИСУТСТВИЕ в офисе, с 9.00 до 18.00, в умеренно здравом и умеренно выспавшемся состоянии. Ни больше, ни меньше. Все остальное – в переменную часть!».
Субъективно я склонен думать, что оклад – это что-то среднее из двух вышеописанных ситуаций. Склоняющееся со временем скорее в пользу второго случая.
Что позволяет система KPI?
Система KPI позволяет измерить результативность работы каждого сотрудника: слесаря, продавца, маркетолога, «сисадмина», грузчика, бухгалтера, дизайнера, уборщицы. Глядя на организационную структуру компании, на которой абсолютно все подразделения и должности раскрашены по принципу светофора в желтый, красный и зеленый цвета, шеф сразу видит, кто как поработал и кому сколько «пряников» полагается.
Измерение само по себе уже держит сотрудников в тонусе. А если их заработок будет в прямой зависимости от результата работы, то есть надежда, что стараться они будут почти так же, как «протестанты».
Очень важно, чтобы в карточках KPI всех сотрудников, особенно руководителей 1-го и 2-го уровней, были как КОРПОРАТИВНЫЕ показатели, так и ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ. Включение 3-4 общих (корпоративных) показателей в карточки всех ТОПов с большим удельным весом (40-60%) помещает их «в одну лодку» и создает стимул договариваться. Такой подход направлен на то, чтобы у ТОПов развивалось целостное видение и комплексное мышление, чтобы все они видели бизнес в целом, а не только свой кусок «лоскутного одеяла».
Соответственно, остальные 40-60% карточки ТОПов должны дополняться ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ показателями: у коммерческого – своими, у финансового – своими, у производственного – своими.
Корпоративные (общие) показатели есть смысл спускать по организационной структуре и ниже: на уровень начальников отделов, линейных менеджеров и исполнителей. Правда, здесь принцип меняется: гораздо больший вес придается индивидуальным показателям (до 90%), и меньший – корпоративным (5-20%).
Важнейшее достоинство системы KPI еще и в том, что она позволяет руководителю перестать управлять компанией в ручном режиме и минимизирует его стрессы. Включение правильных показателей в должностные инструкции сотрудников и увязывание значительной доли их заработка на KPI превращает компанию в самонастраивающуюся систему, требующую лишь небольших корректирующих воздействий.
За чей счет банкет?
Переход на новую систему оплаты труда не должен быть резким. Обычно в начале, как показывает практика, около полугода компания играет «на мандарины»: людям платят по «старой» системе, но они видят, сколько будут зарабатывать в случае внедрения показателей KPI.
Источником переменных выплат может быть как сокращение окладов, так и корпоративная прибыль. Жесткий вариант предполагает, что «отщипывают» 20-50% от оклада сотрудника и говорят: «А теперь это надо заработать!». Мягкий вариант подразумевает сохранение существующих окладов, а переменная часть берется из дельты прироста прибыли: если компания в целом увеличит прибыль на Х%, то этим приростом акционеры готовы делиться с сотрудниками. В этом случае хорошо всем: и сотрудникам, и акционерам. Средний вариант – незначительное сокращение оклада и добавление в расчет таких же сумм со стороны компании, опять же из прибыли.
ПОДВОДЯ ИТОГ почему так нужны KPI:
- У сотрудников есть общие цели («в одной лодке») и стимул договариваться.
- У шефа меньше времени уходит на урегулирование конфликтов и доказывание очевидного, а больше - на стратегию.
- Всем видна результативность каждого из подразделений.
- Мы перестаем платить «ЗРЯ-ПЛАТУ».
- У нас выше отдача, больше производительность, больше прибыль.
КАЛЕНДАРЬ ФИНАНСОВЫХ ПРОГРАММ Бизнес-школы ИПМ в Витебске:
12 апреля Управленческий учет: взять и сделать!
О программе:
60 учебных часов, гибкий график занятий: 11 занятий по 4 учебных часа с использованием интерактивной образовательной видеосистемы в Витебске и 2 дня для очной презентации проектов в Минске, 3 преподавателя-практика.
Программа для финансовых директоров, главных бухгалтеров, бухгалтеров и экономистов.
Только практика: все примеры и задачи из личного опыта докладчиков, накопленного в самых разных отраслях (производство, дистрибуция, розница, услуги).
Вы научитесь не только считать и собирать цифры, но и понимать собственника и выстраивать отношения с коллегами внутри организации!
21 мая KPI: практика разработки и применения
О программе:
16 учебных часов, гибкий график занятий: 4 занятия по 4 учебных часа
Программа для генеральных директоров, топ-менеджеров, директоров по персоналу, HR-менеджеров, финансовых директоров, руководителей структурных подразделений.
Построение корпоративной карты целей и показателей для компаний-участников семинара, расчет переменной части (привязанной к коэффициенту результативности), закрепление системы KPI в должностных инструкциях (ответственность + полномочия + отчётность + вознаграждение). Как наименее болезненно внедрить систему KPI.
Постройте систему KPI в своей компании!
4 июня Финансы для руководителей: Ваши деньги могут работать лучше!
О программе:
16 учебных часов, гибкий график занятий: 2 занятия по 4 учебных часа + 1 занятие 8 учебных часов
Программа для собственников, генеральных директоров, топ-менеджеров, финансовых директоров, руководителей филиалов.
Финансовая конституция компания. EBITDA? FCF? EVA? ROI?...: на какие 3 цифры должен смотреть собственник. Оценка активов и обязательств бизнеса. Внутренняя стоимость собственного капитала: как учесть все риски, но не перегнуть палку. Платный капитал как «заменитель» для системы контроля. Оптимальная структура капитала бизнеса. Какие функции должны быть «внутри», а какие – «снаружи»? Бизнес без постоянных затрат. Финансовая структура бизнеса: центры затрат, центры прибыли, центры сервиса. Коммерциализация «дармоедов». Корректный расчет прибыльности продуктов и клиентов: на чем мы зарабатываем и на чем теряем? Матрица «продукт-клиент». Финансовая сторона рацпредложений и предпринимательских инициатив. Оценка инвестиционных проектов. Финансовая модель бизнеса: стресс-тесты на устойчивость. Работа на рынке капитала: как нарядить "невесту"? Нюансы работы с инвесторами различных типов.
Как собственник ответьте для себя на вопрос: где мои деньги? Решите ситуацию «прибыль есть, а денег нет». Оцените свое финансовое положение.
Занятия проходят в офисе Бизнес-школы ИПМ в Витебске с использованием образовательной интерактивной видеосистемы. Воспользуйтесь возможность пройти обучение в Витебске максимально качественно и без отрыва от работы!
Ирина Шайкевич,
Руководитель представительства Бизнес-школы ИПМ в Витебске
+ 375 29 818 41 48
shaikevich@ipm.by
Бизнес-школа ИПМ в Витебске: пр-т Строителей 11 А, офис 205.
Ирина Шайкевич