«До 500 вызовов в сутки». Как изменилась работа Витебской городской станции скорой помощи в период острых респираторных заболеваний и COVID-19?
С октября в связи с сезонным ростом острых респираторных заболеваний, включая COVID-19, Витебская городская станция скорой и неотложной медицинской помощи внесла коррективы в свою работу.
Если еще в сентябре количество суточных вызовов в выходные дни, когда не работают поликлиники, было на уровне 350—400, то в октябре их число возросло до 500.
-- Это не какой-то чрезвычайный режим, мы же всегда, как говорят, на передовой, но ситуация контролируемая, хотя рост заболеваемости есть, -- говорит главный врач станции Виктор Гомонов. – После небольшой передышки в июле – сентябре, когда коронавирус почти ушел, наши сотрудники смогли взять отложенные отпуска, а сейчас опять пришлось выделить 3-4 бригады, специализированные на оказании помощи пациентам с COVID-19 или с подозрением на инфекцию. Анализ вызовов показал, что их рост пошел именно из-за подъема респираторных инфекций. Звонков людей, страдающих сердечно-сосудистыми и иными серьезными хроническими заболеваниями, больше не стало. Наиболее частый симптом при обращениях -- повышение температуры тела. И в условиях особой настороженности многие не ждут развития ситуации, а звонят даже в первый день болезни. Иногда такие вызовы приходится обслуживать во вторую очередь, если есть экстренные и по поводу несчастных случаев.
Работа станции по сравнению с весенним периодом вошла в более четкий режим. Главное отличие в том, что сегодня продумана логистика доставки в стационары людей с респираторными заболеваниями. В городской больнице скорой медпомощи работает центр по координации направления пациентов на госпитализацию в зависимости от тяжести состояния, где проводится дифференциальная диагностика пневмоний по причине их развития. После этого их госпитализируют в специализированные отделения. Поэтому «скорые» сегодня везут всех в БСМП, а оттуда при необходимости перебазирования нетяжелых больных в перепрофилированное отделение другой клиники есть другой транспорт. Там же созданы условия для санобработки машин скорой помощи и экипировки бригад, чтобы на следующий вызов они отправлялась уже из «чистой» зоны.
Как всегда важная роль на станции отводится оперативному отделу. При приеме вызовов идет выяснение, какие у человека симптомы, были ли контакты с возможным инфицированным и так далее. В зависимости от ответов решают, какую бригаду направить, какой будет вариант ее экипировки: защитный противоэпидемический костюм с бахилами, шапочкой или просто медицинские перчатки и маска. Ведь главное – защитить от инфекции органы дыхания и открытые кожные покровы. Впечатлявшие всех нас прошлой весной специальные капсулы для транспортировки пациентов с COVID-19 сейчас уже неактуальны. Они могут применяться разве что при доставке из районов в областные учреждения больных в тяжелом состоянии, длительно находящихся на ИВЛ.
По телефону 67-36-44, как и прежде, работает «горячая линия» с увеличенным числом аппаратов, чтобы можно было легче дозвониться. По этому каналу связи специалисты дают консультации, надо ли обследоваться человеку при определенных симптомах, при необходимости перенаправляют их к врачам поликлиник.
В момент нашего пребывания в отделе, а это утренние часы рабочего дня, было относительное затишье.
-- Вот если бы вы вчера вечером после восьми пришли, когда у нас на экране было около 80 вызовов, -- заметила фельдшер Валентина Дорощенко.
-- И как вы справлялись?
-- Справлялись, бригады работали почти без заезда на станцию, разве что на 15 минут кому-то удавалось заглянуть.
В это же время за другим рабочим местом медсестра по приему вызовов Ольга Ильющенко детально консультировала молодую женщину с вегето-сосудистой дистонией. В этом случае выезжать бригаде нет смысла. При необходимости к консультированию звонящих подключается и руководитель смены Валентина Шилина. Это опытный врач, которая много лет отработала в бригаде, а сейчас отвечает за качество и полноту обслуживания коллегами всех обращающихся сюда за смену жителей.
…Только что с вызова вернулась педиатрическая бригада в составе врача Александры Скрынниковой и ее «любимой помощницы» санитарки Натальи Прижилуцкой. По словам Александры Викторовны, в любую пору года самая частая причина их вызовов к юным пациентам – повышение температуры тела. И надо быстро определить, в чем дело, оказать помощь на месте или доставить в стационар. Таковы будни «скорой», их сценарий привычен, обычен, хотя ковидный момент сегодня со счетов никто не сбрасывает.