Стимулирование конкуренции в приоритете: как развивается транспортная отрасль Витебской области

Развитие транспортной сферы во многом определяет качество жизни в регионе. Для Витебщины с ее большим количеством населенных пунктов этот вопрос в числе злободневных.

О проблемах финансирования транспортной отрасли и возможных путях повышения эффективности бюджетных расходов на нее рассуждает начальник главного финансового управления облисполкома Геннадий Гребнев в статье, опубликованной в майском номере журнала Министерства финансов Беларуси «Финансы, учет и аудит».

ТРУДНОСТИ ОБНОВЛЕНИЯ

Транспортная отрасль, как и многие другие, получает финансирование в рамках отраслевой государственной программы, принимаемой на пятилетие. По мнению Геннадия Гребнева, одной из главных проблем ее реализации является то, что мероприятия зачастую не подкрепляются реальными источниками финансирования. За 5 лет из бюджета области на подпрограмму «Развитие автомобильного, городского электрического транспорта и метрополитена Республики Беларусь» направлено 161,6 млн руб. при первоначально утвержденном плане 188,2 млн руб. На строительство и ремонт коммуникаций городского электротранспорта, производственно-технических баз и пассажирских терминалов за этот период так и не нашлось средств, хотя планировалось направить около 50 млн руб. Кроме того, среднесрочная финансовая программа областного бюджета предусматривает снижение расходов на поддержку отраслей национальной экономики в 2022 году на 17% к уровню текущего года (за последние десять лет доля расходов на национальную экономику в бюджете Витебской области снизилась с 16% до 11%). В таких условиях изыскать средства реально только на субсидии и обновление подвижного состава. Планирование мероприятий подпрограммы на следующую пятилетку в условиях, когда они не подкрепляются реальными источниками финансирования, оснований не имеет, считает Геннадий Гребнев.

Между тем, для региона сложно найти более актуальный вопрос в транспортной сфере, чем обновление подвижного состава. На 1 января 2020 года износ пассажирского транспорта в целом по ОАО «Витебскоблавтотранс» составил 64,7%, в том числе автобусов – 58,7%, троллейбусов – 72,2%, трамваев – 77,8%. Треть машин автобусного парка работают на линии свыше 10 лет.

Для решения проблемы используются различные схемы финансирования. В 2019-м за счет средств бюджета через лизинговые инструменты приобретено 32 автобуса, в нынешнем году планируется купить еще 29. В Витебске появляются и троллейбусы с автономным ходом. Такая техника, имея запас хода без подключения к контактной сети 15 км, позволяет обеспечить транспортное сообщение в новых микрорайонах города, избежав бюджетных трат на строительство специальной инфраструктуры.

Увеличение доли субсидирования перевозок электротранспортом до 40% от затрат позволило впервые за несколько десятилетий сформировать денежный поток, позволяющий транспортным предприятиям самостоятельно обслуживать лизинговые платежи, не прибегая к прямому бюджетному финансированию данных расходов, отметил Геннадий Гребнев.

В 2019 году за счет собственных средств транспортники области приобрели 2 троллейбуса повышенной вместимости с автономным ходом, в 2020 году ожидается поставка 11 таких машин. Это лишь 16% от ежедневно выходящей на улицы города техники, тем не менее положено начало процессу обновления подвижного состава за счет собственных средств, и эту работу необходимо продолжить.

ИЗМЕНИТЬ ПОДХОДЫ

По оценке Геннадия Гребнева, действующая тарифная политика не позволяет отказаться в ближайшие годы от субсидирования пассажирских перевозок. Но его механизм должен обеспечивать  эффективность использования бюджетных средств и учитывать реалии сегодняшнего дня. Вместе с тем, применяемые правила субсидирования не стимулируют перевозчика снижать затраты, их рост сдерживают ограниченные возможности местного бюджета покрывать дополнительно возникшие расходы.

В местных бюджетах уровень возмещения затрат на перевозки пассажиров устанавливается расчетно в процентах при подготовке проекта бюджета на очередной финансовый год. Данный показатель, а также параметры изменения в предстоящем году тарифов на пассажирские перевозки не фиксируются на уровне законодательного акта. Фактически это означает, что местные органы власти могут, но не обязаны субсидировать их в запланированных параметрах. Равно как и увеличить тариф в принятом при формировании бюджета размере и в утвержденные сроки. Право облисполкомов на изменение тарифов на пассажирские перевозки существенно ограничено необходимостью согласования таких решений с Министерством антимонопольного регулирования и торговли, напомнил Геннадий Гребнев. Такие ситуации в практике последних лет отмечались регулярно.

Например, в 2019 году повышение стоимости проезда в городском общественном транспорте в Витебской области  планировалось в октябре, а фактически произошло во второй половине декабря, когда многоразовые проездные документы уже были реализованы населению. В результате дополнительные средства от повышения тарифа транспортные предприятия получили лишь в январе 2020-го. Потеря выручки в целом по области составила 2,5%, или 1,4 млн руб., что сопоставимо со стоимостью четырех городских автобусов.

По мнению Геннадия Гребнева, параметры роста тарифов должны утверждаться на стадии разработки проекта бюджета на очередной год, а тарифы – изменяться в соответствии с этими параметрами без учета других факторов. Увеличение тарифа на проезд на 5 центов (в эквиваленте) в год не может оказать сильного инфляционного давления (тарифы на жилищно-коммунальные услуги повышаются на 5 долларов (в эквиваленте) в год).

Кроме того, Геннадий Гребнев предлагает переходить от субсидирования государственных транспортных предприятий к поддержке перевозчика любой формы собственности, что будет способствовать развитию конкурентной среды. При этом победитель конкурсного отбора будет осуществлять перевозку по регулируемому тарифу. Пока же субсидии на городские и пригородные пассажирские перевозки предоставляются госпредприятиям и организациям, в уставных фондах которых 50 и более процентов акций находится в госсобственности.

Переход к новой схеме поддержки пассажирских перевозок невозможен без внедрения нормативного метода финансирования. По оценке руководителя главного финансового управления, оптимальной единицей оценки объема транспортной работы является место-километр. Внедрение норматива субсидирования одного место-километра позволит перевозчику гарантированно получить возмещение за оказанную социальную услугу, а заказчику – приобрести столько услуг, сколько позволяет соответствующий местный бюджет.

Расписание движения городского транспорта и поездов в Витебске >>>

Витебские Вести

ВАМ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО

Свежие новости

На мечты, авто и путешествия. На что копили белорусы в 2024 году
Белорусы обычно делают накопления на автомобиль или путешествия....
Товары с маркетплейса теперь можно брать в рассрочку. Как это работает?
В Беларуси сейчас можно приобретать товары в рассрочку даже на маркетп...
OZ выпустил новинку: настольная игра с отсылкой на лихие 90-е
Игра «Выкупай и властвуй» погружает в будоражащую атмосферу 90-х....
Где в Витебске можно выгуливать собак? Список специальных мест для выгула
На территории Витебска определено около 70 территорий, предназначенных...
Какое семя, такое и племя – как проверить качество семян перед дачным сезоном
Если еще не проведена ревизия семян, возьмитесь за нее, не откладывая....
Узнали, где в Витебском районе можно будет окунуться на Крещение
В Витебском районе утверждены места для проведения организованных купа...

Самое популярное

ЕОК допустил белорусов к участию в Европейских юношеских олимпийских фестивалях 2025 года
Белорусские спортсмены смогут принять участие в Европейских юношеских ...
Стали известны сроки и пункты проведения ЦТ 2025
Постановлением Министерства образования от 16 декабря 2024 г. № 195 ус...
Нужно ли зимой выпивать столько же воды, сколько и летом? Отвечает диетолог
Некоторым кажется, что летом из-за жары человеку необходимо больше чис...
Логопед рассказала, почему мультики вредят речевому развитию ребенка
Многие родители делятся на два лагеря. Одни хотят как можно раньше нач...
Декоративная штукатурка, обои по индивидуальному заказу, рейки — дизайнер о стильных вариантах оформления стен
Многообразие отделочных материалов и вдохновляющих картинок в социальн...
Что изменилось в Беларуси с нового года
Собрали топ важнейших изменений и законодательных новшеств, которые вс...

ETPVIT.BY - ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВАЯ ПЛОЩАДКА

Каталог товаров и услуг
Дом и квартира
Дом и квартира
Строительство и ремонт
Строительство и ремонт
Работа и бизнес
Работа и бизнес
Семья и дети
Семья и дети
Шоппинг
Шоппинг
Торговые центры, рынки1
Торговые центры, рынки
Отдых и развлечение
Отдых и развлечение
Услуги в Витебске
Услуги в Витебске