Начнем с примеров. Час пик. После работы на остановке «Синий дом» много людей. Один за одним подходят автобусы №№12, 14, 30, троллейбус №11, следующие в одном направлении – микрорайоны Юг-7 и Медцентр. Первые две единицы транспорта заполняются пассажирами под завязку, а в остальных – полупустые салоны. Если бы тот же троллейбус подошел на пять минут позже, то он бы заполнился людьми, а так сработал вхолостую.
На остановке «Витебсклес» на ул. Ленинградской каждое утро в 7.30 толпа людей. Молодые мамочки с детьми, проживающие в новом микрорайоне, спешат в детские сады и школы. В это время подходит автобус №14 (чаще «гармошка», реже маленький), который набивается до отказа. Бывает, что не все желающие вмещаются. Недовольные витебчане чертыхаются, боясь опоздать на работу. Приходится садиться в маршрутку, где проезд почти в два раза дороже, да и в нее не все вмещаются, или ловить такси – совсем не вариант для семейного бюджета.
– Каждый витебчанин, пользующийся общественным транспортом, приведет много подобных примеров, которые с позиции обывателя свидетельствуют о недостаточно продуманной логистике транспортного движения в Витебске. Сергей Викторович, что вы скажете на это?
– В Витебске ежедневно в рейсы на линию с учетом пригорода выходят 104 автобуса, 61 троллейбус и 35 трамваев. Это в будние дни с учетом максимального количества пассажиропотока. Цифры не взяты с потолка, они обоснованны и могут меняться. Сетка транспортного сообщения как живой организм, оперативно меняется в соответствии с определенной ситуацией и запросами. Например, учитываем графики прибытия поездов на железнодорожный вокзал, запросы конкретных предприятий. Если смены меняют свой распорядок, то и транспортная служба выстраивает логистику так, чтобы люди могли вовремя попасть на работу и домой. Месяц назад пересматривали транспортное сообщение с учетом интересов трудящихся предприятия «Витьба» и жителей микрорайона Черемушки. Так, с октября запустили новый маршрут автобуса №8, который соединил район Тулово с Полоцким рынком. Надо понимать: если где-то усилили маршрут, значит, транспорт был перенаправлен с другой линии, то есть где-то рейсы оптимизировали. Это цепная реакция.
– Тогда почему возникают подобные ситуации, когда автобусы и троллейбусы идут друг за другом вереницей?
– Специфика нашего города такова, что есть так называемые узловые точки – это авто- и железнодорожный вокзалы, площади Свободы и Победы, Смоленский рынок и др., где пересекаются разные маршруты. Как бы ни было составлено расписание движения городского транспорта, все равно получается нахлест. Но через две-три остановки автобусы и троллейбусы распределяются по своим маршрутам. Но у граждан, находящихся в узловых точках, складывается ошибочное мнение, что они идут в связке. Подобная ситуация исключена, например в Новополоцке, где одна основная улица.
– К вам много поступает предложений от жителей города по поводу улучшения транспортного сообщения?
– Много, как и жалоб. Пишут, приходят лично, предлагают якобы приемлемые варианты, которые с точки зрения здравого смысла бывают неоправданны. Вот, например, с наступлением осени закрываются некоторые дачные маршруты, которые не пользуются спросом. Перевозить три-пять человек в автобусе нерационально, в этом нет никакого экономического смысла. Тем не менее некоторые граждане все равно настаивают на своем, собирают подписи членов садоводческих товариществ. Иной раз доходит до смешного, дескать, живу на даче, привык ходить за грибами, сделайте остановку, чтобы было удобно.
А почему человек не думал об этом раньше? Одна витебчанка, проживающая на проспекте Фрунзе, имеет дачу в Улановичах. От лица жителей микрорайона Билево и проспекта Фрунзе она предлагала организовать прямой рейс на микрорайон Улановичи. Изучили ситуацию. Всегда учитываем, есть ли по маршруту следования школа, детский сад или предприятие. И тогда принимаем окончательное решение. Да, оказалось, весной такая необходимость есть, запустили автобус. Эта же гражданка снова обращается в облисполком, дескать, график ее не устраивает, поскольку в это время она еще спит. Еще одна жительница Тирасполя пришла на прием и поделилась, как ей трудно добираться на работу до Бешенковичского шоссе, предложила сделать прямое сообщение. Как воспринимать это? Взять и перекроить расписание под одного человека? Объясняю, что в нашем городе есть центральные точки перехвата, где можно без проблем, имея проездной билет, пересесть с одного автобуса на другой, чтобы добраться до своего пункта назначения. Специфика нашей службы такова, что новый маршрут открыть можно, это не составляет труда при наличии техники и водителей. Проблема в том, что практически невозможно его закрыть. Люди привыкают и очень болезненно воспринимают такие шаги.
– Какое направление в областном центре самое перегруженное?
– Микрорайон Билево. Специфика такова, что особенно напряженная ситуация с пассажиропотоком в часы пик. Рано утром оттуда много людей едет на работу, везут детей в дошкольные учреждения. В Билево ходит много автобусов по графику с интервалом в две минуты. Помимо этого, в маршрутную сетку вклиниваем дополнительно пять единиц транспорта (три автобуса, два троллейбуса), которые следуют без расписания, чтобы максимально справиться с перевозкой людей. А уже после 9.00 в городском транспорте этого направления практически пусто. Поэтому перенаправляем транспорт на другие маршруты. После 14.00, когда заканчиваются занятия у детей в школах, и к концу рабочего дня автобусное и троллейбусное движение снова активизируется.
– А как обстоят дела с экономической составляющей. Прибыльные ли перевозки?
– Говорить о прибыли как таковой не приходится. Надо понимать, что основная задача нашего предприятия – выполнение социальной функции, обеспечение стандартов по перевозкам людей. По некоторым маршрутам окупаемость составляет 30 – 40%, максимум 70%. Убытки покрываются за счет бюджетных средств, причем выделяемая сумма ограниченная. Чтобы мы выходили хотя бы в ноль, стоимость проезда должна быть порядка 1 руб. 20 коп. Повышать тарифы не имеем права. Вот и приходится идти на оптимизацию некоторых маршрутов, численности работающих, что вызывает жалобы у людей. Мы не можем открывать по любому предложению новые маршруты, как предлагают некоторые, иначе просто обанкротимся: не будет хватать денег, чтобы заплатить за электроэнергию, топливо и на выплату зарплаты, не говоря о том, что содержание всего большого хозяйства тоже недешевое удовольствие.
– И какой видите выход?
– Мы прекрасно понимаем, что даже в нашей ситуации есть незадействованные резервы. Оптимизировать всё и вся – не выход, но это действенный инструмент там, где такой шаг оправдан. Вот, например, на интервальных маршрутах в трамваях №№ 3 и 9 не стало кондукторов. Билеты можно приобрести у водителя с переплатой в 5 коп. (этот бонус идет ему в доплату). Если пассажир не хочет переплачивать, может заранее купить талон и прокомпостировать его самостоятельно. Это можно сделать и с помощью QR-кода. Пора и нашим гражданам проявлять большую сознательность и постоянно оплачивать проезд в городском транспорте.
– Сергей Викторович, такие меры продиктованы нехваткой кадров? Не секрет, что ваше предприятие испытывает голод не только на кондукторов. В чем здесь проблема?
– Мы идем по пути, проторенному коллегами из других регионов, где также отказываются от услуг кондукторов. Что касается водительских кадров… Здесь много всяких «но». Троллейбусы и трамваи – специфический транспорт. Например, трамвайное сообщение есть только в четырех городах республики: Витебске, Минске, Новополоцке, Речице. Водители имеют определенную категорию, не позволяющую работать на другом транспорте. Поэтому кадры у нас закрепляются. С учетом поступления новой партии троллейбусов в количестве 10 единиц необходимо будет набрать еще 5 – 6 человек. Ощутили нехватку водителей автобусов, на сегодня имеются 40 вакансий. Водители автобусов с категориями D, DE очень востребованы, многие подаются в дальнобойщики. Наше предприятие приглашает на работу молодежь и всех желающих, у кого нет жилья, предоставляется общежитие. Открыли свою собственную автошколу. Если нет прав с категориями Е, D, то бесплатно обучаем с трудоустройством. Так что бонусов предостаточно. Среди водителей автобусов появляются женщины. Если видеть представительницу слабого пола за рулем трамвая – норма, их 90%, водителей троллейбусов – 40%, то на водительском сиденье автобуса женщина – редкость. Тем не менее в автобусном парке их уже 10.
– В каком направлении будет развиваться и совершенствоваться городской транспорт?
– Сейчас идет изучение спроса, и, скорее всего, будем открывать новый троллейбусный маршрут «Микрорайон Черемушки – ул. Терешковой – пр-т Фрунзе – площадь Свободы – ул. Ленина – пр-т Черняховского – ул. Воинов-Интернационалистов – Билево». На сегодня нет ни одного троллейбуса, который бы поворачивал с проспекта Фрунзе на проспект Черняховского. А такая необходимость есть, чтобы витебчане со всех городских микрорайонов могли добраться до поликлиники на ул. Маргелова, областной больницы. Этот маршрут планируем открыть в январе следующего года.
В текущем году приобрели четыре троллейбуса, 60 автобусов МАЗ-281, 10 автобусов МАЗ-203. Ниша на автобусы малой вместительности была не заполнена. И этот вопрос решили. Закупаем 10 автобусов МАЗ-257 вместимостью на 20 – 30 посадочных мест, которые будут курсировать по всей области, в том числе и в Витебске. Этот транспорт самый оптимальный с учетом небольшого пассажиропотока, который можно отправлять по пригородным и городским маршрутам.
Работа городского транспорта волнует многих витебчан. Это мы видим по обращениям граждан и в нашу газету. Свои замечания и предложения присылайте в редакцию
или высказывайте в личных сообщениях аккаунтов в соцсетях.
В Витебске временно меняется движение двух трамвайных маршрутов>>>