В составе сводного отряда в июле 1987 года в числе первых добровольцев для ликвидации крупномасштабной аварии и ее последствий отправился старший инспектор ГАИ лейтенант Михаил Самусенко.
Тогда все усилия правоохранителей были направлены на обеспечение охраны общественного порядка во время проведения спецопераций, одной из главных задач было предотвращение преступлений (мародерства, проникновения на режимные объекты), осуществление безопасности дорожного движения в районах, подвергшихся радиоактивному заражению.
– О том, что отправляемся в район аварии, начальство объявило за несколько дней. Нам выдали специальную форму, личные дозиметры получили позже, по приезду, тогда же за отрядом закрепили врача, он ежесуточно вел учет радиоактивного облучения, – вспоминает собеседник. – Тогда время было другое, граждане СССР были воспитаны по-иному. Служить Отечеству – было святое. В органы внутренних дел многие шли целенаправленно, я, например, после окончания Городокского техникума занимался специально в автоклубе, очень хотел служить в ГАИ.
Группу поселили в д. Савичи Брагинского района в здании бывшей школы, где на втором этаже поставили койки. Там же размещался полк химической защиты внутренних войск МВД.
– Первое, что ощутили в 30-километровой зоне – горечь во рту, которая не исчезала около недели. Страха не было, но чувство тревоги не покидало. Однако обсуждать приказ руководства никто даже и не думал, – говорит Михаил Самусенко. – Несение службы поочередно осуществлялось сводными отрядами МВД, ГАИ, пожарных. Мы сопровождали специальные бетонные саркофаги, которыми укрывали поврежденный блок; дежурили на пунктах деактивации при выездах из зоны. Помогали водителям, чем могли, в частности, убирали все утеплители в машинах и заливали в кабину воду, чтобы меньше было пыли.
Зачастую правоохранителям приходилось проявлять решительность и твердость, ведь многие гражданские лица выехали из выселенных земель без личных вещей и документов, и всеми силами пытались попасть домой. Что греха таить, выявляли и пьяных водителей, ведь тогда бытовало мнение, что спиртное «убивает» радиацию.
– Михаил Паханов, Владимир Иванов, Александр Однопалов, Александр Мышленок, Олег Кочетов, Владимир Сухоруков… Имена многих других товарищей, с которыми провели тот жаркий месяц, со временем стерлись из памяти, но их фамилии Михаил Самусенко называет, не задумываясь: Шкатуло, Кузнецов, Кирпичёнок, Точило… Из 16 человек, входивших в группу, 7 уже нет в живых, да и всем остальным та командировка здоровья не прибавила. Теперь, с высоты прожитых лет, могу точно сказать – все они тогда совершали подвиг, – отметил ветеран милиции.
Биологи нашли живых чернобыльских лягушек, почерневших от радиации>>>