Соблюдается ли масочный режим в общественном транспорте Витебска?
Оттепель на улице порождает и оттепель в сознании населения в плане строгого следования масочному режиму, введенному по всей области с ноября прошлого года в связи с неблагополучной эпидемиологической ситуацией по COVID-19.
Определенное спокойствие внушает осознание того, что немало людей уже переболело, а кто-то получил иммунитет с помощью вакцины. Да еще статистика Минздрава Беларуси говорит о постепенном снижении заболеваемости. Такой спектр факторов на некоторых произвел расслабляющий эффект. Все больше людей не надевают маску в общественном транспорте, магазинах, однако санэпидемслужба напоминает – расслабляться рано.
– Масочный режим в регионе по-прежнему действует и актуален. Эпидемиологическая ситуация еще не позволяет игнорировать данное требование, особенно в таких местах массового пребывания людей, как общественный транспорт, где сложно соблюдать социальную дистанцию, – подчеркнула заместитель главврача областного центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья Лариса Зинкевич. – В этой связи с начала года проведено более 250 обследований транспортных организаций на предмет выполнения санитарно-противоэпидемических мероприятий, вынесены предписания по устранению 54 выявленных нарушений, в территориальные органы исполнительной власти и ведомства направлены 48 информационных материалов для принятия мер по недопущению нарушений.
Чтобы держать тему на контроле санэпидемслужба организует в том числе совместные рейды с транспортной инспекцией, в одном из которых побывала корреспондент «Витебских вестей».
Врач-гигиенист отделения коммунальной гигиены ВОЦГЭиОЗ Дмитрий Романов и помощник врача-гигиениста Сергей Вашук, специалисты управления контроля автотранспорта филиала Транспортной инспекции по Витебской области Александр Каган и Александр Соболев уже не первый раз одной командой выезжают в город.
– За рейд, как правило, проверяем до 30 единиц общественного транспорта. Но для нас важно не количество, а охват и результативность проделанной работы, поэтому особый интерес представляют автобусы, поскольку в них больше пассажиров, чем в той же маршрутке, а значит, и риски инфицирования выше. По сравнению даже с прошлым месяцем наблюдаем, что настороженность населения снизилась. В салоне больше пассажиров без масок, кондукторы не обращают на это должного внимания, голосовая социальная реклама с призывом использовать СИЗ звучит реже, – рассказывает Дмитрий Романов, пока дожидаемся первый транспорт.
Наш маршрут начался с микрорайона Билево – одного из самых густонаселенных в Витебске, затем проследовали в центр города – на остановочные пункты напротив ВГУ им. П. Машерова и возле драмтеатра, где всегда интенсивное движение и, соответственно, большой пассажиропоток.
Первый попавшийся маршрутчик был в маске, однако не оказалось в наличии антисептика. Такой недочет был и у некоторых других его коллег. Отрадно отметить, что все водители маршрутных такси были в масках. К тем, кто управляет автобусом, данное требование не предъявлялось, поскольку они находятся в изолированной кабине и не контактируют с другими людьми во время работы. Но дезсредство для обработки рук было у каждого при себе. Еще один положительный момент – все кондукторы были в масках.
В свою очередь жители Витебска, пользующиеся услугами городского транспорта, оказались менее добросовестными в соблюдении антиковидных рекомендаций. В большинстве обследованных автобусов и маршруток в среднем до 30% пассажиров не позаботились о защите органов дыхания. А некоторые ограничились полумерами. Так, например, из одного автобуса вышла молодая женщина за руку с ребенком, сама – в маске, а дочка – нет. На вид девочка учится в начальной школе, поэтому круг контактов у нее немаленький, а если еще учесть, что сегодня практически каждый ребенок такого возраста посещает не один кружок или дополнительное занятие, – итого больше. И никто не даст гарантии, что ребенок не принесет инфекцию домой, в том числе пожилым родным и той же матери, которая соблюдала меры индивидуальной защиты в общественных местах.
Только в автобусе, следовавшем по маршруту №14, – практически все пассажиры в маске, из 25 человек лишь трое были без нее.
– Сегодня практически каждый, выходя в город, имеет при себе маску, просто некоторым надо напомнить, чтоб они ее надели. И здесь хотелось бы большей активности со стороны работников общественного транспорта, – подчеркнул врач-гигиенист.
Объявления «Проезд без маски запрещен» на каждом остановленном транспортном средстве встречали нас сразу на входе, а в некоторых случаях подобные напоминания дублировались и в салоне. Но этого, как показал рейд, недостаточно.
В автобусах есть возможность призвать пассажиров к соблюдению мер индивидуальной профилактики через систему речевого оповещения, что используется не всегда в полной мере. Как правило, водители включают объявление по 3 — 4 раза за круг.
– Целесообразно увеличить частоту речевой социальной рекламы в автобусах, чтобы даже те пассажиры, которые проезжают только несколько остановок, смогли услышать призыв к использованию маски и соблюдению других мер индивидуальной профилактики, – считает Дмитрий Романов.
Примеров, чтобы кондуктор автобуса или водитель маршрутки лично попросил пассажира надеть маску, увидеть не довелось. В то же время понимание важности темы было у каждого работника общественного транспорта, с кем пообщались в ходе рейда. Однако в условиях пандемии мало осознавать серьезность проблемы и актуальность профилактики, надо действовать. Кроме того, эпидемиологи напоминают о личной ответственности каждого за собственное здоровье и безопасность окружающих. Только так борьба с распространением новой инфекции будет эффективной.
Расписание движения городского транспорта и поездов в Витебске