Авиакатастрофа в Витебском районе: подробности трагедии, которая произошла в прошлом веке
Поздним вечером пятницы 23 ноября 1979 года жителей деревни Горяны (Косово) Витебского района разбудил оглушительный взрыв, в небо поднялся мощный столб огня. Выбежавшие из хат испуганные сельчане увидели на поле охваченный пламенем самолет. Так погиб экипаж Ил-76 под командованием Юрия Панфилова, дислоцировавшегося в Витебске 339-го военно-транспортного авиационного полка (ВТАП).
Фото с сайта antonio-d50.livejournal.com
339-й ВТАП дислоцировался в Витебске с 1956 года по 30 июля 1996-го. Авиаторы участвовали во всех крупных учениях ВС СССР и стран Варшавского договора. Экипажи полка работали более чем в 70 государствах на всех континентах, доставляя военные и гражданские грузы. Транспортировали трубы для строившихся в СССР нефте- и газопроводов. Перебрасывали экстренную помощь пострадавшим от землетрясения узбекскому Ташкенту и армянскому Спитаку.
Тогда об этой трагедии не писали газеты, не сообщало телевидение. Но она всколыхнула областной центр и окрестности, порождая множество слухов. Сейчас об авиакатастрофе можно прочитать сухие строчки на различных интернет-ресурсах. О подробностях аварии корреспонденту «ВВ» рассказал бывший командир 2-й эскадрильи 339-го ВТАП, в состав которой входил разбившийся самолет, подполковник в отставке Александр Ручец.
Из второй — в первую
Александр Ручец говорит, что летчик 1-го класса капитан Юрий Панфилов был добросовестным человеком, имевшим на многие вещи свою точку зрения и умевшим ее отстаивать. У Юрия был роман с дочкой заведующей офицерским общежитием, пара жила вместе и планировала пожениться.Полк состоял из трех эскадрилий, в каждой – по 11 – 13 самолетов. Полеты 23 ноября 1979-го на Ил-76 с бортовым номером СССР-86714 считались для Панфилова последними перед переходом в 1-ю эскадрилью. Служба в ней для многих была более привлекательной, так как пилоты подразделения чаще летали, выполняя спецзадания за границей. Перед новым учебным годом зачитали новый боевой расчет, согласно которому капитан Панфилов состоял в 1-й эскадрилье, но приказ еще не был подписан.
Александр Ручец говорит, что летчик 1-го класса капитан Юрий Панфилов был добросовестным человеком, имевшим на многие вещи свою точку зрения и умевшим ее отстаивать. У Юрия был роман с дочкой заведующей офицерским общежитием, пара жила вместе и планировала пожениться.Полк состоял из трех эскадрилий, в каждой – по 11 – 13 самолетов. Полеты 23 ноября 1979-го на Ил-76 с бортовым номером СССР-86714 считались для Панфилова последними перед переходом в 1-ю эскадрилью. Служба в ней для многих была более привлекательной, так как пилоты подразделения чаще летали, выполняя спецзадания за границей. Перед новым учебным годом зачитали новый боевой расчет, согласно которому капитан Панфилов состоял в 1-й эскадрилье, но приказ еще не был подписан.
Взлет и посадка
Тренировочные полеты начались в 16.00. Все было как обычно, ничто не предвещало беды. Экипажам предстояло по несколько раз подняться в небо, выполнив упражнение «большая коробочка» в темное время суток в сложных метеоусловиях. Отрабатывался заход на посадку. Облачность тогда составляла 10 баллов высотой 150 м, видимость – 2 км. По сути, до самой земли нужно было идти по приборам.Как правило, подобные тренировки полка проводились на протяжении 6 – 7 часов. Полет по «большой коробочке» длился 12 минут. За это время каждый самолет совершал своеобразный круг на высоте 500 м с четырьмя разворотами и возвращался на аэродром. С интервалом в 2 минуты в небо один за другим поднималось до шести огромных крылатых машин.Дважды кресло рядом с Юрием Панфиловым занимал командир 1-й эскадрильи подполковник Борис Морсков, чтобы в качестве инструктора провести контрольный полет и проверить технику пилотирования будущего подчиненного. Замечаний у комэска не было, и он остался на земле, разрешив Юрию Панфилову самостоятельный полет.Потеря связи
Свое место в кабине пилотов занял помощник командира корабля лейтенант Юрий Крайнов. Среди членов экипажа были еще пять человек: старшие лейтенанты Анатолий Попков (штурман), Олег Белозеров и Виктор Лагода (бортинженеры), прапорщики Римантас Парафиянавичус (радист) и Александр Здоровцев (стрелок).Александр Ручец вспоминает, что после контрольных полетов с некоторыми экипажами своей эскадрильи пришел на выносной командный пункт у взлетно-посадочной полосы (ВПП) и наблюдал за приземлением. Тренировка близилась к окончанию. Около 22.00 на аэродром возвращалась очередная группа самолетов, в которой предпоследним поднимался в воздух СССР-86714. Села одна машина, вторая, третья… Коснулись бетонки шасси замыкающего группу самолета под управлением командира отряда майора Николая Жбанкова. А Юрия Панфилова все не было. Стало понятно, что произошло чрезвычайное происшествие.Вскоре в часть позвонили из Горян: «Ваш самолет упал».Шанс выжить был у троих членов экипажа. Александр Здоровцев с переломами ног был зажат среди металлических обломков, и пока его высвобождали, истек кровью. Юрий Крайнов умер в машине скорой помощи, Юрий Панфилов, вылетевший в пилотном кресле через переднее бронированное стекло, – в больнице.Разбор ЧП
Это была первая катастрофа Ил-76. В Журжево приехала многочисленная комиссия во главе с командующим Военно-воздушными силами ВС СССР. В течение почти трех суток начальники и командиры, участвовавшие в полетах, находились на казарменном положении. Ночевали в штабах, спали на столах. Изучалась документация, следователи опрашивали военнослужащих. Им давали прослушать магнитофонную запись, дублирующую «черный ящик» (его запись расшифровывалась позже), чтобы высказать свою версию падения самолета на левое крыло.Район крушения был оцеплен. Шел поиск всех частей машины. Специалисты инженерной службы высказывали предварительную версию о выходе из строя закрылков левого крыла. К тому времени дошли сведения о подобной неполадке с Ил-76 «Аэрофлота». Но тогда гражданским летчикам, находившимся от земли на 900 м, хватило высоты, чтобы справиться с ситуацией.На одном крыле
На прямой после четвертого разворота Ил-76 СССР-86714 начал выход на посадку, довыпустив закрылки на удалении 12 км от ВПП. Внезапно началось произвольное интенсивное кренение до 65 градусов влево с падением высоты со скоростью до 25 – 27 м/с. Юрий Панфилов дал команду убрать закрылки, что позволило почти вдвое уменьшить крен. Но самолет развернулся на 180 градусов, потерял высоту и левым крылом задел землю…Выводы расследования
Катастрофа произошла из-за конструктивно-производственного недостатка, что привело к разрушению трансмиссии левого закрылка: под воздействием аэродинамики он убрался до 10 градусов. При полностью выпущенном правом закрылке (43 градуса) это создало большой кренящий момент. В создавшейся аварийной ситуации экипаж действовал правильно. Для выхода самолета из сложного положения не хватило высоты.Заключение комиссии было официально оформлено в середине декабря. Тогда самолеты 339-го ВТАП, на борту которых находились личный состав и боевая техника 103-й гвардейской воздушно-десантной дивизии, стояли на казахстанском аэродроме Балхаш, ожидая команды на ввод ограниченного контингента советских войск в Афганистан. Поступил приказ разгрузить самолеты Александра Ручеца и его заместителя Евгения Чистякова со срочным отлетом домой. Оказалось, что их машины из той же серии, что и Юрия Панфилова.В Витебске были сложные метеоусловия, нижняя кромка облачности составляла около 100 м. Руководитель полета разрешил посадку командиру эскадрильи, а заместителя отправил на Псков. Инженерная служба проверила механизмы закрылков. В самолете Александра Ручеца они были в нормальном состоянии, а в машине Евгения Чистякова требовали срочной замены. Ему сказали, что если бы закрылки пришлось выпускать еще раз, экипаж мог бы повторить судьбу погибших товарищей.Память
На похороны экипажа Юрия Панфилова собралось большое количество народа – как военных, так и гражданских. Гражданская панихида проходила в клубе полка, где стояли закрытые гробы.Похоронены летчики на Старосеменовском кладбище. Ежегодно 23 ноября ветераны полка приходят на могилы, чтобы почтить память товарищей. А весной убирают созданный на средства боевых друзей мемориал.
Ил-76 — тяжелый транспортный самолет. Серийно производился на Ташкентском авиазаводе с 1973 года. В зависимости от модификации способен брать на борт от 28 до 60 т и переправлять на расстояние 3600 — 4200 км с крейсерской скоростью 770 — 800 км/ч. Может эксплуатироваться на бетонированных, грунтовых и ледовых аэродромах, что позволяет доставлять грузы в том числе на дрейфующие полярные станции.