Телевизионная башня и особняк для молодожёнов: 6 свидетелей эпох витебского Задвинья
На этом снимке — часть витебского Задвинья. Ракурс с аллеи Победителей примечателен тем, что в одном кадре запечатлено несколько разнородных объектов, представляющих различные исторические периоды. В центре фотографии — три вертикальные конструкции, одна (1) из них является загадкой для неискушенного прохожего.
Говорит и показывает
Доминирует над всеми телебашня (2), возведенная на Юрьевой горке в 1983-м по проекту украинских специалистов. Тогда жители Витебска и окрестностей получили возможность смотреть две союзные программы и одну республиканскую. Сейчас молодому поколению, бороздящему просторы интернета, трудно представить, насколько узок был выбор. Но их ровесникам 1970 – 1980-х два-три телеканала были в радость. В программе передач они обводили время начала любимых мультипликационных и художественных фильмов. К назначенному часу бросали игры во дворе и бежали к телевизору, чтобы посмотреть очередную серию «Ну, погоди!», «Каникул в Простоквашино», «Приключений Электроника» или «Гостьи из будущего». Не оставались в стороне и взрослые. Многие помнят, как пустели улицы во время показа «Семнадцати мгновений весны» или «Места встречи изменить нельзя». К слову, телевизионный сигнал пришел в Витебск 1 мая 1959 года, тогда была построена первая телебашня.
Нынешняя имеет высоту 243,9 м. Не каждый осмелится взобраться на такую верхотуру. А несколько наших коллег в свое время это сделали, исполняя профессиональные обязанности. Они рассказывали, что поднимались около часа, отдыхая после преодоления очередного пролета на небольших площадках. Страху придавало то, что ветер колыхал сооружение, будто дерево. Зато с высоты телебашни город виден как на ладони.
От мазута до электричества
Слева от телевышки – труба (3) бывшей котельной (4) ОАО «Вистан». По словам главного инженера предприятия Андрея Белецкого, оба объекта возведены в 1957 году. Первоначально здесь было два котла на мазуте и один паровой, который подавал тепло в хранилище топлива для его разогрева. В конце 1990-х котельную перевели на газ. Но позже оказалось, что использовать его нерентабельно – слишком большие котлы. Около шести лет назад административное здание стали отапливать электричеством, а производственные цеха – местными видами топлива. Впрочем, оборудование котельной осталось. На первом этаже здания размещены гаражи, склады и подсобки энергетической службы предприятия.
ОАО «Вистан» ведет свою историю с 1914 года, когда с началом Первой мировой войны на его месте была организована 5-я подвижная починочная артиллерийская мастерская. В апреле 1918-го она преобразована в Витебский завод сельскохозяйственных машин и орудий губернского комитета по борьбе с безработицей. Выпускались плуги, веялки, молотилки, конные приводы. Позже было еще несколько переименований и смена профиля. В ноябре 1935-го станкостроительному заводу присвоено имя С. М. Кирова.
После войны не сохранилось ни одной заводской постройки, первые здания были возведены в 1948-м. Сейчас на предприятии трудятся 280 человек. Производятся различные виды фрезерных, токарных, шлифовальных и сверлильных станков, часть идет на экспорт в Россию, Украину, Казахстан, Болгарию.
Особняк для молодоженов
На улице Средненабережной, протянувшейся от ул. Евстигнеева до моста Блохина на несколько сот метров, всего четыре здания. В том числе два – частной жилой застройки, одно из них с небольшим приусадебным участком находится в центре снимка.
В 2011 году началась реконструкция дореволюционного особняка (5), строительство которого обозначено концом ХІХ – началом ХХ веков. По некоторым данным, он принадлежал мещанину Л. Блюмину. До войны дом был поделен на две квартиры, одну из них занимал подполковник милиции Абрам Капелюшник. В начале июля 1941-го он был в числе народных ополченцев, защищавших город от наступавших захватчиков. После войны продолжил службу в милиции.
Первоначально предполагалось, что внутренние помещения будут оформлены как Дом городской культуры и быта дореволюционных времен. Потом планы изменились, и в здание переехал загс Железнодорожного района. Во время его торжественного открытия 16 февраля 2018-го был зарегистрирован первый брак.
На воде и под водой
В июне 1949-го Витебский городской Совет депутатов трудящихся передал для восстановления разрушенное в войну здание (6) под морской клуб ДОСААФ (с 1975-го – морская школа). Через два года под руководством первого начальника учреждения капитана ІІ ранга П. В. Фёдорова работы были завершены. Материалами и специалистами помогал сосед – станкостроительный завод им. Кирова.
Основными задачами морской школы являлись подготовка допризывной молодежи к службе в Вооруженных силах СССР, развитие военно-прикладных и технических видов спорта. Здесь также действовали курсы по подготовке специалистов для народного хозяйства: слесарей и машинистов холодильных установок, электросварщиков, водителей маломерных судов, аквалангистов, судовых электриков.
Морское многоборье было одной из популярных секций. Этот вид спорта включал плавание вольным стилем, стрельбу из малокалиберной винтовки, легкоатлетический кросс, греблю на морских ялах и парусные гонки на шестивесельных ялах. Тренировки на судах проводились как на Западной Двине, так и на озере Лосвидо. Иногда ялы с парусами везли в Сураж, и оттуда экипажи сплавлялись по реке.
После закрытия морской школы возведенное в 1913 – 1917 годах здание долгие годы пустовало. Пять лет назад для него открылась новая страничка истории. После основательной модернизации здесь разместился офис частной компании.
Горячая литейка
Ну и о загадочных металлических трубах. Оказывается, это составной элемент вагранок – шахтных печей для плавления чугуна, действовавших при литейном цехе «Вистана». С помощью каменноугольного кокса они могли единовременно расплавить 5 т металла, из которого отливали станины и другие крупные части станков. Работа на этом производстве велась беспрерывно, потому что печи нельзя было гасить. Следовательно, круглосуточно дымили и трубы, загрязняя воздух вредными веществами. Между дымоходами установлена V-образная мачта, на ней размещались специальные клапаны.
Когда-то в литейном цехе работало до 100 человек. Сейчас для плавления металла «Вистан» пользуется двумя электропечами, емкость каждой – 450 кг. Их мощностей пока хватает, более крупное литье станкостроители заказывают в Гомеле.
В свое время на заводе изготавливали и канализационные люки с фирменным знаком. Наверное, кое-где еще можно увидеть под ногами непременный атрибут улиц с надписями «Чырвоныметаліст» или «Станкостроительный завод им. Кирова».