Фото с сайта kaspersky.ru
Интернет и компьютерные технологии стремительно проникают во все сферы жизни человека, делая ее комфортнее и разнообразнее. Вместе с тем развитие IT-сферы породило новые виды незаконной деятельности. Чтобы не стать жертвой преступников, скрывающихся в глобальной паутине, людям нужно постоянно повышать уровень своей цифровой грамотности.
— Большинство белорусов пользуются банковскими картами, в том числе оплачивают, используя их реквизиты, покупки в сети, совершают переводы. Это удобно и безопасно, если человек соблюдает меры предосторожности, — говорит старший оперуполномоченный управления по противодействию киберпреступности Анна Галинская. — К сожалению, не все с должной ответственностью подходят к совершению операций в сети или же задумываются о том, что их могут обмануть. А таких способов, поверьте, существует много. Поэтому до сих пор, несмотря на масштабную профилактическую работу правоохранителей и других заинтересованных ведомств, находятся доверчивые граждане, попадающиеся на удочку мошенников.
Помощь другу?
Следует быть осторожным в социальных сетях. Преступники, получив несанкционированный доступ к аккаунту одного из пользователей, рассылают его друзьям сообщения, в которых под разными предлогами просят передать деньги или конфиденциальную информацию. Кажется невероятным, но некоторые клюют на подобные послания.
— Текст письма обычно незамысловат. Например, «Машенька, я нахожусь в России, у меня украли кошелек и телефон. Срочно нужны деньги на билет домой. Отправь мне на карту, мобильный или электронный кошелек 50 руб. Верну по приезде». Или «Привет, у тебя есть действующая банковская карточка? Мою заблокировали, а как раз сегодня мне должны перечислить деньги. Можно я дам реквизиты твоей, а ты мне потом отдашь. В долгу не останусь!» — предупреждает Анна Галинская. — Если сообщение пришло от имени хорошего знакомого, которому вы хотите помочь, то нужно убедиться, что написал именно он. Для этого достаточно созвониться или во время переписки задать вопрос, на который мошенник гарантированно не будет знать верный ответ.
Сайт-то ненастоящий!
Еще один метод кибермошенничества — фишинг. Он заключается в том, чтобы подделать страницу платежной системы или почтового сервиса, предполагающего ввод конфиденциальных данных. Таким образом злоумышленники получают доступ, в частности, к чужим банковским картам.
— Помните, что фишинговые интернет-страницы точно копируют настоящие. Ссылки на них часто присылают в мессенджерах покупателям товаров с сайтов объявлений якобы для получения предоплаты и оформления доставки. После введения секретной информации на поддельном сайте владелец карты лишается всех средств на ней, — поясняет Анна Галинская. — Чтобы перестраховаться, лучше не переходить по ссылкам, лично вводить нужный веб-адрес.
Роковой звонок
Распространенный способ обмана — вишинг. Злоумышленники, используя специальные алгоритмы, звонят якобы с официального номера банка и, выдавая себя за его сотрудников, под предлогом отмены операции или онлайн-кредита, возврата случайно списанной суммы выманивают у владельцев карт нужные сведения — номер, срок действия и трехзначный код на обороте – или побуждают к установке программного обеспечения, позволяющего совершать действия в интернет-банкинге жертвы.
— Так, недавно в ходе беседы с якобы представителем банка новополочанка лишилась свыше 30 тыс. долларов. Еще один специалист «контакт-центра» помог оршанке расстаться с 20 тыс. долларов, — отмечает Анна Галинская. — Вам даже могут перечислить небольшую сумму денег на карту, а позже попросить вернуть их на указанные реквизиты. Пополнение данного счета — подтверждение того, что вы готовы в дальнейшем оплатить дорогостоящую вещь, взятую мошенником в кредит. В таком случае следует обратиться в банк с заявлением о незаконно зачисленной сумме.
Еще одна «разводка» — недобросовестный банкир разгласил ваши личные данные, вследствие чего несколько банков одновременно оформили заявки на открытие вами кредитной линии. Для их аннулирования якобы нужно обратиться в финансовые учреждения с заявлением на кредит, а полученные средства перевести на указанный счет для закрытия случайно оформленного кредита, чтобы не портить кредитную историю. В начале 2021 года именно из-за таких манипуляций молодая витебчанка, мать двоих детей, взяла взаймы у банков почти 16 тыс. руб. и перевела их злоумышленникам.
Рекомендации по защите персональных данных от киберпреступников:
никому ни под каким предлогом не передавайте номер банковской платежной карты, сведения о сроке ее действия, трехзначный секретный код на обороте, логины и пароли доступа к интернет-банкингу, коды для подтверждения операций из смс-сообщений от банка;
используйте услугу «3D Secure» и лимиты на максимальные суммы онлайн-операций (нужно подключить в настройках банкинга или в банке);
для онлайн-покупок оформите отдельную карту (в том числе виртуальную) и не держите на ней большие суммы;
будьте осмотрительными, совершая покупки в интернете, — используйте только проверенные и официальные сайты, внимательно проверяйте их адреса.