Александр Вышка: «Когда преображаем город, делаем не тумбочки, скамейки. Создаем комфортный процесс»
Для устойчивых городов важную роль играет городская среда. Как преобразовать пространство вокруг, чтобы оно помогало преодолевать урбанистические вызовы? Ищем ответ с художником и дизайнером Александром Вышкой. Подробнее в подкасте URBAN ID #1.
Ключ к дизайн-коду города
— Александр, интересно ваше мнение о старых городских застройках. Как сделать их бриллиантами, которые бы заиграли: осовременить или преобразовать под них городскую среду?
— Когда их строили, это было унылое зрелище. Таким оно и осталось, практически ничего не изменилось. Я жил на Черняховке. В последнее время захожу туда. Деревья выросли, скрыли эту мерзопакостную архитектуру советских времен. И остались тихие уголочки, но места очень мало. Так скажем, заповедники социализма. На них не надо тратить время. Это то пространство, где можно ностальгировать. Но строить новые такие же трущобы из девятиэтажек —на мой взгляд, просто ужасно.
— Ошибки постсоветской архитектуры исправить может только экскаватор. Дело в том, что человек, ощущая себя в каком-либо пространстве, получает определенные эмоции. И для того, чтобы они были положительными, как раз и привносятся стилевые элементы. И малые архитектурные формы в том числе. Но, чтобы это работало, все необходимо делать в комплексе.
Потому что человек не запрограммирован смотреть в определенные точки. Он случаен. И то, что мы сделали на одной стороне улицы, для 80% горожан останется как бы за бортом восприятия.
Город для всех: утопия или реальность
— Архитекторов критикуют за то, что они не мыслят ансамблями, разными моделями поведения в городе. Дети, взрослые, пожилые люди, туристы видят разные уровни города. У каждой из этих категорий свое восприятия городской среды. Думается, что город надо мыслить как единое пространство, но разное для разных моделей поведения. Как считаете?
— Сейчас в моде игровая площадка, рассчитанная на разные модели поведения, возраст, чтобы город был комфортным для всех…
— Именно. Когда мы преображаем город, мы не просто делаем тумбочки, скамейки. Мы создаем процесс, комфортный процесс. Когда не только ребенку, но и маме интересно на детской площадке, тогда получается город для всех. Пусть в разном процентном соотношении: например, общественная территория для всех, но акцент на молодежи.
— Большинство людей долгое время находилось на самоизоляции. Вспоминаю мультфильм про Масяню. Когда она выглянула на улицу и сказала: «Ах, вот она наружа. Нет ничего интересного в этой наруже». У нас красиво, комфортно, многослойно в центре. Если же мы живем в микрорайонах, все, что мы видим — серые однотипные постройки. Какие дизайнерские решения помогут сделать жизнь в микрорайонах комфортной для глаза? Может быть, это цвет?
— Первое, что можно сделать — это действительно цвет. Все здания на территории постсоветского пространства строились и красилиcь примерно одинаково. И независимо от того, куда мы приехали, попадаем в район. Достаточно вспомнить знаменитое советское кино.
Но даже эти убогие материализованные объекты для жилья, если их интересно окрасить, могут стать фишкой микрорайона, цветовым кодом.
В Европе Советский Союз тоже насадил здания, подобные нашим. Но, например, венгры изумительно вышли из этой ситуации благодаря цвету.
— Александр, давайте вспомним ваш проект со светящимися стенами. Мне кажется, он уникален не только для Витебска. Краски, которые накапливают свет. И вечером мы можем видеть рисунок светящийся, а днем он цветной.
— Этот проект задумывался как создание элементов в городе, которые дадут все то, о чем я чуть выше говорил. Они предназначены для слабоосвещенных территорий. Не для центральных улиц, а как раз для серых домов, глухих проходов. Светящая графика на затемненных стенах становится своеобразными маячками.
«Украшения» для галочки
— В европейских городах на подоконник окна часто ставят небольшую лампочку или другой источник света, чтобы нарушить ночную темноту. И человек, который возвращается домой поздно, мог понять, где находится. Горожане заботятся друг о друге.
— Поясню для широкого круга наших читателей. В Витебске есть так называемые малые архитектурные формы. Яблоки, груши, сливы, сделанные из бетона. Они стоят в разных местах города, «украшая» пространство.
— Как в свое время «украшали» дедушки Ленины. Дело в том, что железобетонные яблоки — это опять же не хорошо и не плохо. Для них не найдены места. Вот если, например, стоит ландшафтная горка, а наверху эта груша и еще какие-то интересные элементы. Вот тогда она может «зазвучать».
Ландшафтный дизайн для города
— Чтобы использовать европейские цвета в нашем городе, надо для начала стать Европой. Что для Витебска практически невозможно. Поэтому архитектура здесь странная — средняя между Востоком и Западом.
У нас при окрашивании домов выбрали убогий ход: один этаж коричневый, другой желтенький, потом беленький. Притом эта полосатость в каждом районе одинаковая и неряшливая.
— Когда я смотрю на ландшафтный дизайн белорусских городов, вижу так называемый коттеджный стиль — петуньки и туйки. Думается, это не ландшафтный дизайн для города…
— В европейских городах, чтобы сделать озеленение устойчивым, используют многолетние травы разной фактуры. Так называемая квазиприрода (как бы природа). Когда я об этом рассказываю в Беларуси, слышу, что травы — это скучно, а петуньи — ярко и красиво. Как вы считаете, с точки зрения дизайна, травы в ландшафтном дизайне города — это интересно?
— Цветы — это радостно и весело, но на кладбище они приобретают другой смысл. Если по функции предмет призван решать какие-то задачи, то важно сначала поставить эту задачу, а потом привносить в дизайн элементы, которые в состоянии ее решить.