Молодые художники вернули имя Эль Лисицкого Витебску
Группа молодых художников воссоздала на стене здания "Арт-пространство на Толстого, 7" в Витебске фигурин (сценографический эскиз) Эль Лисицкого "Новый". Тем самым энтузиасты вернули имя известного художника городу, повлиявшему на его творчество.
Открытие росписи, которое состоялось 14 июля, приурочено к празднованию 95-летия "УНОВИСа" (авангардного художественного объединения, созданного Казимиром Малевичем) и стало дополнительным подарком Витебску, который на протяжении этих дней являлся центром фестивального движения и средоточием искусства славянских и других народов. Это второе мероприятие, приуроченное к 95-летию "УНОВИСа".
"Директор музея "Витебский центр современного искусства" Андрей Духовников выбрал этот рисунок - эскиз костюма к опере "Победа над Солнцем", разработанный Лисицким в Витебске. Это известная футуристическая постановка, идея которой в том, что люди будущего побеждают все конструктивное, устаревшее чем-то новым. И этот персонаж - Новый - является заключительной фигурой. Лисицкий хотел сделать фигуры кинетическими, это первая разработка электромеханического театра. Новый - это стремящийся вперед объект, который двигает вместе с собой все, и наше здание тоже, как мы надеемся, к новому искусству. Поэтому вдвойне важно, что он здесь находится", - пояснила старший научный сотрудник Витебского центра современного искусства Марина Карман.
Авторами - исполнителями работы выступили художники-дизайнеры Кирилл Демчев, Антон Левадний, Полина Балашова, Степан Дроздов и Игорь Сидоров. В прошлом году они же восстановили на стене здания на пересечении улиц Ленина и "Правды", сохранившегося со времен "УНОВИСа", супрематическую роспись по эскизу Малевича "Смерть обоям". Над фигурином они трудились более двух недель, воплотить задумку помогла компания "МАВ", которая бесплатно выделила краски и материалы.
Эль (Лазарь) Лисицкий - для Витебска фигура значимая, но не менее важную роль и сам город сыграл в его судьбе. Живя в Смоленске, Лисицкий приезжал в Витебск, где занимался в Школе рисования и живописи Иегуды Пэна. А в 1919 году прибыл сюда уже работать. В Витебске он тесно общался с Марком Шагалом и сюда же пригласил в скором времени Казимира Малевича. Всего полтора года, проведенные в этом городе, превратились в эпоху, создавшую того Эль Лисицкого, которого узнал весь мир. Это произошло под влиянием революции, общения с Малевичем, а также деятельности созданного ими "УНОВИСа".