Как ГАИ Витебской области приучает байкеров к порядку?
Лето — мотоциклетный сезон. На дорогах появилось много спортбайков, рев которых зачастую не дает уснуть жителям спальных районов городов. Как ГАИ борется с владельцами мощных двухколесных коней?
В минувшем году по вине мотоциклистов произошли десятки аварий. Причины – нарушения Правил дорожного движения. Наиболее частые из них — превышение скорости, езда без прав и в состоянии алкогольного опьянения.
— Ситуация с мотоциклистами сложная. Среди них немало любителей быстрой езды, что опасно не только для лихачей, но и других участников дорожного движения. Так, недавно в Орше на улице Мира байкер попал под колеса легковушки, недалеко отЯнович в Витебском районе — микроавтобуса. Еще один байкер под Витебском врезался в отбойник. К счастью, никто из них не погиб, — сказал начальник УГАИ УВД облисполкома полковник милиции Михаил Дядичкин. — Поэтому мы держим владельцев двухколесных транспортных средств под особым контролем.
С каждым годом байкеры становятся законопослушнее. Большая заслуга в этом и госавтоинспекторов, которые ходатайствовали об ужесточении процесса получения водительского удостоверения категории А и административной ответственности.
Не так давно в законодательство внесли два изменения, относящихся к мотоциклистам. Первое — усложнились экзамены на право управления байками.
— Еще несколько лет назад при сдаче экзаменов было всего два практических элемента — змейка и коридор. Мы отмечали, что старая программа не дает нужных навыков новичкам. Они не всегда могут избежать аварии, не знают, что делать в экстренной ситуации. Сейчас число испытаний возросло, что, несомненно, улучшает подготовку. Также положительно на безопасности сказалось деление категории А на несколько частей. Сесть за руль мощного байка вправе лишь совершеннолетний, имеющий двухлетний стаж управления более легкими моделями или прошедший курс в автоучебных организациях, — сообщил Михаил Александрович. — Ощутимее стало наказание для любителей покататься на одном колесе, не держать руль руками или ноги — на подножке. За такие финты придется заплатить до 10 базовых величин с лишением прав на полгода.
Все методы хороши
Чтобы бороться с байкерами-лихачами, сотрудники ГАИ записывают нарушения на видеорегистраторы. Кроме того, госавтоинспекторы сами пересаживаются на мотоциклы, чтобы следить за порядком на дорогах в городе. Транспорт оборудован радиоприемниками, звуковыми и световыми сигналами. В шлемы водителей встроены динамики, снаружи есть микрофоны, что позволяет держать связь между собой и с дежурной частью. Мотопатрули дежурят на дорогах с вечера до утра.
— В нашем распоряжении есть современные маневренные мотоциклы, позволяющие выполнять задачи, с которыми не справиться инспектору на автомобиле. Например, в случае пробок в часы пик или остановки другого мототранспорта. Мотовзвод работает по всей области, — отметил Михаил Дядичкин. — В Витебске действенной мерой по ограждению жителей центра от рева моторов стал запрет движения мотоциклов в ночное время по определенным улицам. Нарушение грозит байкерам крупными штрафами. Что же касается окраин, то бороться там с лихачами сложнее: мы не можем расставить патрули повсюду. Однако сказать, что ситуация неконтролируема, нельзя. Гонщики рано или поздно попадают в поле нашего зрения. Более того, все желающие граждане могут помочь нам в этой работе, присылая кадры нарушений, снятые на видеорегистратор или телефон.
Превысил скорость — плати
— Большинство мотоциклистов сегодня соблюдают правила: регистрируют в ГАИ и страхуют транспортное средство, номера не снимают. Единственное, что неискоренимо, — желание молодых людей погонять, — подчеркнул Михаил Александрович.
В этом я убедился, побывав в рейде вместе с сотрудниками. За несколько часов дежурства на дорогах мы встретили около 20 мотоциклистов. Большинство владельцев двухколесных коней оказались законопослушными. Максимум — немного превышали скорость.
«Нам приходится ехать быстрее потока машин. Находиться между ними опасно — водители не всегда внимательны, перестраиваясь из полосы в полосу, могут не заметить байк», — оправдывался один из мотоциклистов. Другой утверждал, что мощный «движок» просто не позволяет ехать менее 70 – 80 км/ч. Встретили мы и любителя обратить на себя внимание окружающих, стартуя на заднем колесе со светофоров. Дождавшись зеленого света, он поднял железного коня на дыбы и с чудовищным ревом понесся вперед, значительно превышая установленный скоростной режим. Естественно, гнаться за ним милиционеры не стали. Сообщили о нарушителе мотопатрулю, который вскоре привлек парня к ответственности.
— Закон суров. Если человек попытается скрыться от погони — его транспортное средство будет изъято. Поэтому желающих идти на такой риск ради дозы адреналина немного, — уточнил Михаил Дядичкин. — Тем не менее профилактической и работе по пресечению правонарушений среди байкеров мы продолжим уделять пристальное внимание. Это позволит уменьшить число аварий с их участием и сохранить человеческие жизни.