Чек для возврата товара не нужен, продажа в социальных сетях запрещена, не все товары можно вернуть!

В Беларуси 15 марта на государственном уровне празднуется День потребителя. В 2023 году в государствах-членах Евразийского экономического союза праздник проводится под девизом «Грамотный потребитель – ответственный бизнес». О том, как покупателям отстоять свои права в интернет-магазинах и Instagram, куда обращаться за юридической помощью в спорных ситуациях, рассказала уполномоченный по защите прав потребителей, главный специалист управления торговли и услуг Витебского горисполкома Ирина ПРУДНИКОВА.

– С какими вопросами к специалистам управления торговли и услуг обращаются граждане? Сколько в прошлом году было обращений?

– Управлением торговли и услуг Витебского городского исполнительного комитета в рамках государственной защиты прав потребителей в 2022 году рассмотрено 172 обращения. Среди них наибольший удельный вес занимают обращения по вопросам сферы торговли – 65 обращений (или 56,3% от общего количества рассмотренных обращений), в сфере бытовых услуг − 37 обращений (или 27,9%). 6 человек обратились по вопросам, касающимся общественного питания. По своим вопросам граждане получили разъяснения, вынесено 12 предписаний об устранении выявленных нарушений законодательства. Возвращено материального ущерба на сумму 2,43 тыс. рублей.

– Потребитель рассчитался за товар банковской платежной картой, спустя некоторое время была предъявлена претензия к продавцу о возврате уплаченной за товар денежной суммы. Однако карта, которой была произведена оплата, у покупателя отсутствует. Как вернуть денежные средства?

– Отношения в сфере осуществления розничной торговли регулируются Законом Республики Беларусь от 9 января 2002 г. № 90-З «О защите прав потребителей» (далее – Закон) и Правилами продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 июля 2014 г. № 703 (далее – Правила). Согласно Закону расчеты с потребителем при возврате уплаченной за товар (надлежащего или ненадлежащего качества) денежной суммы осуществляются в той же форме, в которой производилась оплата товара, если иное не предусмотрено соглашением сторон. Приведенная норма не содержит условий возврата денежных средств именно на ту карту, с которой производилась оплата за товар, а содержит требования к форме возврата денежных средств (например, при оплате покупки платежной картой возврат осуществляется в безналичной форме).

Приведенные нормы допускают иной порядок возврата денежных средств по соглашению сторон и в случае достижения соглашения между продавцом и потребителем о возврате уплаченной за товар денежной суммы наличными денежными средствами или на иную банковскую карточку.

В случае отказа продавца рекомендуется потребителям зафиксировать такой отказ (при нахождении в торговом объекте написать обращение в книгу замечаний и предложений; в случае получения такого отказа по телефону – направить обращение с уведомлением по почте).

Согласно пункту 2 статьи 24 Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц» организация, индивидуальный предприниматель обязаны предъявлять книгу замечаний и предложений по первому требованию заявителя.

– В последнее время масса проблем у покупателей возникает при покупке товаров в Instagram. Продавцы после получения денег исчезают, а товары либо совсем не соответствуют картинкам в Интернете, либо вовсе не попадают в руки покупателям. Как обезопасить себя от мошенников и вернуть деньги за брак?

– Реализация товара через социальные сети юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям запрещена. Согласно Закону субъект торговли вправе осуществлять розничную торговлю с использованием сети Интернет только через интернет-магазины, зарегистрированные в Торговом реестре Республики Беларусь, и с использованием доменного имени, право на администрирование которого получено субъектом торговли в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Действие закона распространяется на отношения между потребителями и изготовителями, продавцами, поставщиками, представителями, исполнителями, ремонтными организациями, возникающие из договоров розничной купли-продажи, подряда, аренды, страхования. В случае, если продавцом товара в социальных сетях выступает физическое лицо, то действие Закона на данные правоотношения не распространяются. Споры, вытекающие из отношений между физическими лицами, разрешаются в судебном порядке.

В последнее время появилось много сайтов, зарегистрированных за пределами Беларуси, с помощью которых пытаются продавать товары, не прошедшие обязательную сертификацию, качество и безопасность которых ничем не подтверждены. Нередко люди их приобретают, польстившись на привлекательную цену и не задумываясь о том, что, покупая товары на зарубежных площадках, потребитель оказывается не защищенным белорусским законодательством.

– Обязателен ли чек для возврата некачественного, просроченного продукта?

 Нет, не обязателен. Согласно пункту 10 статьи 20 Закона, отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт приобретения товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований.

Для подтверждения факта приобретения товара могут использоваться свидетельские показания, элементы потребительской упаковки, на которых имеются отметки, подтверждающие, что приобретение товара осуществлялось у этого продавца, а также документы и другие средства доказывания, указывающие на приобретение товара у этого продавца.

– Какие товары не подлежат возврату в магазин? Относятся ли видеорегистраторы и навигаторы к товарам, в отношении которых потребитель вправе требовать замены товара или возврата уплаченной за него денежной суммы?

– Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 июня 2002 г. № 778 утвержден Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату (далее – Перечень). С ним можно ознакомиться здесь.

Видеорегистраторы включены в указанный Перечень и, следовательно, по истечении 30 дней со дня передачи товара продавцом требования в отношении некачественного видеорегистратора могут быть предъявлены потребителем в случае обнаружения в нем существенного недостатка или нарушения сроков безвозмездного устранения недостатков в указанном товаре.

Навигаторы не входят в указанный Перечень. В этой связи, в случае реализации потребителю навигатора ненадлежащего качества, он вправе предъявить любое требование, указанное в пунктах 1 -- 3 статьи 20 Закона.

В случае реализации товара ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, потребитель вправе по своему выбору потребовать: замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества; соразмерного уменьшения покупной цены товара; незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара; возмещения расходов по устранению недостатков товара.

В случае обнаружения недостатков товара, свойства которого не позволяют устранить эти недостатки (пищевые продукты, товары бытовой химии и др.), потребитель вправе по своему выбору потребовать замены такого товара товаром надлежащего качества либо соразмерного уменьшения покупной цены.

Потребитель вправе расторгнуть договор розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы. При этом товар ненадлежащего качества можно вернуть продавцу без потребительской упаковки.

– Есть случаи, когда после осуществления заказа через интернет-магазин, и подтверждения продавцом принятия заказа на товар по цене, указанной на сайте, через определенное время потребителю направляются уведомления о повышении стоимости на товар. Правомерны ли действия продавцов?

– Продавец обязан заключить договор купли-продажи товара на условиях, размещенных на сайте интернет-магазина в момент заказа товара потребителем (получения продавцом акцепта потребителя) посредством корзины, телефонного звонка или иным указанным на сайте способом, т.е. продать товар по цене, указанной на сайте в момент заказа его потребителем. Продавец не имеет права изменять условия договора купли-продажи после акцепта, направленного потребителем, в том числе изменять цену товара.

В данном случае у потребителя есть несколько способов защиты своих прав:

  • обратиться к продавцу товара с письменной претензией, указав требование о продаже товара по цене, заказанной потребителем, с приложением подтверждающих документов (направить почтой заказным письмом с уведомлением либо по электронному адресу) либо сделать запись в книге замечаний и предложений продавца;
  • обратиться в местный исполнительный и распорядительный орган (по месту нахождения продавца или по месту проживания потребителя) для урегулирования спора в досудебном порядке или составления искового заявления в суд и представления в суде интересов потребителя;
  • обратиться в общественное объединение потребителей за оказанием содействия в защите своих прав;
  • обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

vitbichi.by

Можно ли вернуть товар, если покупка сделана через соцсеть?>>>

ВАМ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО

КГК Витебской области проведет «горячую линию» по проблемам отопления
КГК Витебской области проведет «горячую линию» по проблемам отопления
Комитет государственного контроля Витебской област...
Когда у белорусов будут длинные выходные в декабре
Когда у белорусов будут длинные выходные в декабре
Как в Беларуси будут работать и отдыхать в декабре...
Еще 11 домов в Витебске ждет капитальный ремонт. Вот адреса
Еще 11 домов в Витебске ждет капитальный ремонт. Вот адреса
Решением горисполкома внесены изменения в Перспект...
13 ноября в Витебске пройдет ярмарка вакансий
13 ноября в Витебске пройдет ярмарка вакансий
13 ноября в государственной службе занятости пройд...

Свежие новости

Состоялась мировая презентация складного смартфона Huawei Mate X7 и других инновационных устройств
В Дубае прошла презентация новой линейки флагманских инновационных уст...
«Всё легко»: Life обновил основную тарифную линейку
Безлимит звонков во все сети и антивирус для смартфонов – цифровой опе...
Куда сходить на выходных 12-14 декабря
Пятница снова стучится в двери — а значит, можно смело закрывать ноутб...
Уже в Витебске: обзор смартфона Huawei nova 14i с батареей на 7000 мАч
В магазинах Витебска и Витебщины появился смартфон Huawei nova 14i....
Зимний Tesla Cybertruck от Betera приедет в Витебск с сюрпризами 24 декабря!
Этой зимой Betera превращает Беларусь в настоящую новогоднюю карту чуд...
Mark Formelle и Александр Солодуха сняли веселый клип на «Реальную любовь»
Mark Formelle подготовил музыкальное видео с Александром Солодухой, вд...

Самое популярное

В Беларуси назвали самые популярные сыры, сырки и йогурты. Вы их знаете
В Беларуси подвели итоги премии «Народная марка 2026»....
В Fix Price предложили товары к праздникам по суперценам
В Fix Price предложили множество товаров по выгодным ценам....
Витебск вошел в рейтинг «посуточных» городов. Смотрите, на каком месте
Куфар Путешествия составили рейтинг «посуточных» городов Беларуси....
КГК Витебской области проведет «горячую линию» по проблемам отопления
Комитет государственного контроля Витебской области проведет «горячую ...
Когда в Витебске пройдет шествие Дедов Морозов в 2025 году
В 2025 году театрализованное шествие Дедов Морозов, Снегурочек и други...
Связь для абонентов А1 стала лучше в Витебской области: завершен новый этап расширения 4G-сети
А1 делится результатами нового этапа работ по расширению емкости сети ...

ETPVIT.BY - ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВАЯ ПЛОЩАДКА

Каталог товаров и услуг
Дом и квартира
Дом и квартира
Строительство и ремонт
Строительство и ремонт
Работа и бизнес
Работа и бизнес
Семья и дети
Семья и дети
Шоппинг
Шоппинг
Торговые центры, рынки1
Торговые центры, рынки
Отдых и развлечение
Отдых и развлечение
Услуги в Витебске
Услуги в Витебске