Ирина Миронова: «Самое важное, чтобы люди из дома-интерната жили полноценной жизнью»

Во многих странах мира дети с инвалидностью посещают общеобразовательные школы, ходят в магазины, получают профессии. Происходят перемены и в жизни таких людей в Беларуси. На протяжении последних трех лет благотворительное общественное объединение «Мир без границ» реализовывало в республике проект «Знать, чтобы помогать», направленный на поддержку детей с инвалидностью и реализацию их прав. О том, что такое сопровождаемое проживание, почему детям из домов-интернатов важно учиться в обычных школах и найти семью рассказала одна из участниц проекта «Знать, чтобы помогать Ирина Миронова – воспитатель ГУСО «Богушевский дом-интернат для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития».

- В Богушевском доме-интернате существует сопровождаемое проживание. Расскажите, что это за программа и как воспитанников готовят к самостоятельной, независимой жизни?

- История с сопровождаемым проживанием началась в нашем доме-интернате в 2005 году. Мы общались с волонтерами-христианами и благотворительным общественным объединением «Мир без границ», пробовали перенять зарубежный опыт по подготовке воспитанников интерната к независимому проживанию. А затем в 2011 году вместе с «Миром без границ» запустили полноценный пилотный проект по организации самостоятельного проживания молодых людей с инвалидностью из Богушевского дома-интерната для возможного возвращения их дееспособности. Это был первый подобный проект в Беларуси. Существовало много спорных вопросов: смогут ли ребята самостоятельно готовить себе еду, вести подсобное хозяйство, держать животных, ходить в магазин, ездить в город? Воспитанники дома-интерната жили в двух коттеджах и все делали сами. И наш опыт оказался удачным. За время существования сопровождаемого проживания в Богушевском доме-интернате восстановили дееспособность девяти человек. Четверо из них работают в Орше на швейном предприятии «Нить», несколько воспитанников живут в Ратомке и помогают в частном бизнесе. Один участник проекта даже завел семью, и у него появились дети. Сегодня в коттеджах живут десять ребят, которые проходят социализацию не в теории, а на практике. Мы понимаем, что самое важное – сделать так, чтобы люди из дома-интерната жили полноценной жизнью. Главная задача сегодня – это деинституционализация, попытка добиться того, чтобы по возможности воспитанники восстанавливали дееспособность, получали профессию и жили самостоятельно. Также хорошо, если людям с ментальной инвалидностью со временем начнут возвращать частичную дееспособность, которая даст им возможность работать.

- В Беларуси состоялся проект «Знать, чтобы помогать», посвященный проблеме прав детей с инвалидностью из домов-интернатов. Как обстоят дела с правами в Богушевском доме-интернате, и какие проблемы с правами на сегодняшний день наиболее острые?

- Человек – носитель права. Не важно, какой он: большой, маленький или с инвалидностью. Раньше персоналу домов-интернатов было сложно понять, как человек с интеллектуальной недостаточностью или обездвиженный может реализовать и потребовать свои права. Но проект «Знать, чтобы помогать» помог понять, как это можно делать. В обучении детей правам важна атмосфера, индивидуальный подход к каждому. Безусловно, в нашем доме-интернате изменилось отношение к правам людей с инвалидностью. Например, к их гендерным отличиям. Если раньше в домах-интернатах «лежачим» для простоты делали короткие стрижки, то сейчас у парней и девушек разные прически. Мы учитываем предпочтения детей в одежде. Маркируем места, которые посещают воспитанники с тяжелыми множественными нарушениями здоровья. На стены вешаем их фотографии, зеркала. Стали прислушиваться, какую они хотят носить одежду. Меняется оснащение в комнатах, увеличивается материальная поддержка. Раньше воспитанников домов-интернатов часто называли уменьшительно-ласкательными словами «солнышко», «зайчик», и поэтому они не всегда знали, как их зовут. Теперь мы учитываем их право на идентичность и просим персонал называть воспитанников по имени. У детей появились альбомы с их историей жизни: родителями, друзьями, фотографиями с прогулок.

- А что касается права на образование?

- С 2020 года четыре наших воспитанника пошли в общеобразовательную школу Богушевска. Они учатся в специальном классе вместе с обычными детьми. Каждый день из дома-интерната едут в школу, проводят вместе время со сверстниками на переменах. Учеба в общеобразовательной школе хорошо сказывается на социализации таких детей. Остальные наши воспитанники учатся в доме-интернате. Но всем нашим детям сегодня мы рассказываем о том, что в будущем у них будет право восстановить дееспособность и жить, как все. Это право детей с инвалидностью на получение информации.

- В Конвенции о правах ребенка и Конвенции о правах инвалидов важное место занимает право на семью. Но дети в домах-интернатах сегодня вынуждены жить без родителей.

- Право на семью – это базовое право. И поэтому сегодня в Беларуси мы говорим о деинституционализации. Право на семью не реализуется не по вине детей, но не стоит всегда винить и родителей. Просто бывают разные ситуации. Однажды к нам в дом-интернат пришли мужчина и женщина. Женщина плакала, говорила: «Простите нас, мы очень плохие родители». Я сказала, что вы хорошие родители, раз сюда пришли. Оказалось, что много лет назад у этой семейной пары родился ребенок с очень серьезными проблемами. Родителям посоветовали написать «отказную». Им сказали, что ребенок долго не проживет. Чувство совести мучило женщину целых 18 лет. В итоге она обзвонила все дома-интернаты и нашла дочку у нас. Когда привезли ребенка, я увидела, насколько она похожа на своего отца. Так девушка и родители нашли друг друга. Я считаю, что родителям нужно оказывать больше поддержки и психологической помощи после рождения детей с инвалидностью. Сегодня в наших реалиях важна реинтеграция детей в их биологические семьи. А если это невозможно, необходимо искать замещающую семью. Даже чисто с материальной точки зрения, содержание детей с инвалидностью в отделении самостоятельного проживания обходится государству дешевле, чем в доме-интернате. Но насколько это ценнее в психологическом и общечеловеческом аспектах – никакими деньгами не измерить.

 Насколько сложно детей с инвалидностью из домов-интернатов обучать их правам?

- В Беларуси не существовало единого пособия о правах детей с инвалидностью. В рамках проекта «Знать, чтобы помогать» мы разрабатывали его сами с нуля. Существует много книжек и пособий о правах с различными анимированными персонажами. Но если мы говорим об альтернативной коммуникации, то и о правах детям с инвалидностью нужно рассказывать по-другому. Мы использовали ясный язык, специальные графические и тактильные символы, рисунки, звуковые коммуникаторы. В результате сделали плакаты и мультфильм по правам детей. И, что важно, разработали пособие по обучению детей с инвалидностью их правам. Также появилась игра «Право имею», чтобы ребята увидели, как их права могут быть реализованы в жизни. Для детей с интеллектуальной недостаточностью важно рассказывать о правах не только словами, но и поступками. Поэтому помогать реализовывать права нашим воспитанникам помогает персонал дома-интерната.

- В рамках проекта «Знать, чтобы помогать» вы участвовали в образовательной поездке в Швецию. Расскажите о своих впечатлениях. Что вас больше всего поразило?

- Впечатлили шведские школы. В них учатся все дети, несмотря на инвалидность. Никакого домашнего обучения, все школы и учебные программы адаптированы, чтобы люди с инвалидностью могли получать образование. Важно, что после школы продолжается профессиональное образование, даже если у человека тяжелые формы нарушения развития. Люди получают работу. В городах развита безбарьерная среда. Мы побывали в квартире у 33-летней девушки, которая плохо видит, слышит и передвигается в коляске. Ее дом оборудован специальными техническими средствами для удобной жизни. Девушка ходит в магазин, посещает массажи, ездит на лошади. А еще в Швеции нет института лишения дееспособности. Отказ (изъятие ребенка из семьи) от ребенка с инвалидностью в этой стране – политическое дело. Развит институт контактных семей. Хотя раньше в Швеции было все по-другому. За короткий период шведы совершили серьезный рывок, улучшив качество жизни людей с инвалидностью.

- Какой путь, на ваш взгляд, должна пройти Беларусь, чтобы жизнь детей с инвалидностью приблизилась к шведским стандартам?

- Думаю, что перемены к лучшему неизбежны, так как это требование времени – доступность информации и опыта стран-соседей, формирование самосознания гражданского общества, большая заинтересованность местных сообществ и более активная позиция самих людей с инвалидностью и их близких. Возможно, реформирование в положении людей с инвалидностью произойдет даже быстрее, чем в других странах, которые этот путь уже прошли. По моему мнению,  для более полной реализации прав людей с ограниченными возможностями здоровья из домов-интернатов стоит больше внимания уделить индивидуальной работе с воспитанниками. Необходимо формировать профессиональные современные компетенции у персонала, в том числе и в сфере реализации прав детей и молодых людей с инвалидностью. Важно использовать средства альтернативной и поддерживающей коммуникации: ясный язык, разнообразное реабилитационное оборудование. Также немаловажен вопрос сохранения, а не лишения дееспособности этих людей, доступности для них социальных объектов. А самое главное – активизировать работу с биологическими и замещающими семьями, так как  наиболее здоровой, защищенной и полноценной личностью человек становится в семье. Именно семье, родителям, очень важны профилактика и поддержка. Не только социальная, но и теоретическая, психологическая, и просто человеческое участие. Как говорил известный психолог Лев Выготский: «Решает судьбу личности в последнем счете не дефект сам по себе, а его социальные последствия, его социально-психологическая реализация».

ВАМ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО

Свежие новости

Игры лидеров в Италии, ажиотаж в Белграде: топ-матчи выходных
С 12 по 14 декабря – зрелищный футбол Европы и баскетбольная Евролига....
Смотрите, как мило! В Mark Formelle выпустили новогодние коллекции
Mark Formelle вдохновился атмосферой предстоящих праздников и объедини...
Состоялась мировая презентация складного смартфона Huawei Mate X7 и других инновационных устройств
В Дубае прошла презентация новой линейки флагманских инновационных уст...
«Всё легко»: Life обновил основную тарифную линейку
Безлимит звонков во все сети и антивирус для смартфонов – цифровой опе...
Куда сходить на выходных 12-14 декабря
Пятница снова стучится в двери — а значит, можно смело закрывать ноутб...

Самое популярное

В Беларуси назвали самые популярные сыры, сырки и йогурты. Вы их знаете
В Беларуси подвели итоги премии «Народная марка 2026»....
В Fix Price предложили товары к праздникам по суперценам
В Fix Price предложили множество товаров по выгодным ценам....
Витебск вошел в рейтинг «посуточных» городов. Смотрите, на каком месте
Куфар Путешествия составили рейтинг «посуточных» городов Беларуси....
КГК Витебской области проведет «горячую линию» по проблемам отопления
Комитет государственного контроля Витебской области проведет «горячую ...
Когда в Витебске пройдет шествие Дедов Морозов в 2025 году
В 2025 году театрализованное шествие Дедов Морозов, Снегурочек и други...
Связь для абонентов А1 стала лучше в Витебской области: завершен новый этап расширения 4G-сети
А1 делится результатами нового этапа работ по расширению емкости сети ...

ETPVIT.BY - ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВАЯ ПЛОЩАДКА

Каталог товаров и услуг
Дом и квартира
Дом и квартира
Строительство и ремонт
Строительство и ремонт
Работа и бизнес
Работа и бизнес
Семья и дети
Семья и дети
Шоппинг
Шоппинг
Торговые центры, рынки1
Торговые центры, рынки
Отдых и развлечение
Отдых и развлечение
Услуги в Витебске
Услуги в Витебске