Сретение и сретенские свечи. Как отличить язычество от христианства?
15 февраля Православная Церковь отмечает праздник Сретения Господня. Зачастую даже крещеные люди, посещающие храм лишь время от времени, затрудняются ответить, в чем же суть этого праздника.
Большинству из нас на ум сразу приходит встреча зимы с весной, что очень логично, ведь славяне-язычники шумно отмечали это событие, связывая с ним немало традиций и поверий. Многие из них настолько прочно закрепились в сознании наших предков, что даже после принятия христианства нашли свое место в жизни славянского общества.
Однако, ни встреча зимы с весной, ни их противостояние, не имеют никакого отношения к христианскому празднику Сретения.
Священное Писание рассказывает нам о том, что через 40 дней после рождения, следуя ветхозаветному закону, Пресвятая Богородица принесла Иисуса Христа в иерусалимский храм, чтобы посвятить Его Богу.
В храме Богомладенца встречал старец Симеон, который, по преданию, переводя библейский текст с еврейского языка на греческий, усомнился в том, что Дева сможет родить ребенка. Однако явившийся тотчас ангел сказал, что Симеон не умрет, пока не станет свидетелем исполнения этого чудесного пророчества.
Так и случилось. Взяв на руки Иисуса Христа, старец Симеон, ожидавший этого события более 300 лет, радостно воскликнул: «Теперь ты отпускаешь раба Твоего, Владыка… потому, что глаза мои увидели спасение, которое Ты приготовил для всех людей.
Таким образом, во время этого необыкновенного события произошла встреча Нового Завета с Ветхим, уступившим ему свое место.
По традиции в праздник Сретения в Русской Православной Церкви совершается чин освящения свечей, которые и называются «сретенскими».
Здесь снова появляется повод для путаницы, ведь «сретенские» или «громничные» свечи существовали и у язычников.
Для того, чтобы окончательно не запутаться в этих понятиях, мы обратились к проректору по учебной работе Витебской духовной семинарии, кандидату богословия протоиерею Дмитрию Савичу.
– Отец Дмитрий, расскажите, пожалуйста, в чем отличие сретенских свечей в языческой и христианской традициях?
– В язычестве громничная свеча наделена магической и обережной силой, что, конечно, не свойственно христианству. Чин освящения свечей в праздник Сретения был введен в практику Православной Церкви после 1646 года и связан с именем Петра (Могилы), издавшего «Требник», содержавший 37 чинов, ранее не встречавшихся в богослужебных книгах Православной Церкви.
– Имеют ли прямое отношение к христианству традиции зажигать сретенскую свечу во время грозы, давать ее умирающему или умершему человеку, обходить с ней хозяйственные постройки и т. п.?
– Нет. Все это – отголоски язычества.
– Чем сретенская свеча отличается от обычной свечки, которую можно в любой день приобрести в церкви?
– Отличие заключается в том, что над сретенскими свечами читаются особые молитвы. Однако нет свечей «более благодатных» или «менее благодатных». Зажженная свеча является символом нашей веры и любви к Богу.
– Когда и где можно использовать сретенскую свечу?
– Ее можно зажигать во время домашней молитвы или, если свеча дома не находит применения, поставить ее в храме. Использование освященных Церковью свечей в оккультных целях является кощунством и большим грехом.
– Как правильно утилизировать огарки свечей, которые остаются после их использования?
– Огарки свечей нельзя выбрасывать с бытовыми отходами и рекомендуется приносить в храм для дальнейшей утилизации.
Кристина Догодька
Фото автора