Еда, онлайн-шопинг и развлечения. На что белорусы тратились в 2023-м
Еда, онлайн-шопинг и развлечения. На что белорусы тратились в 2023-м.
Сбер Банк выяснил, как белорусы платили банковскими карточками в 2023 году. Самыми популярными покупками остаются продукты, но куда заметнее выросли траты в интернет-магазинах, маркетплейсах, онлайн-такси и цифровых сервисах. Резко повысилась и популярность расчетов через мобильный банк.
Белорусы стали чаще платить без наличных. Число транзакций по карточкам Сбер Банка увеличилось на 8%. Средний чек вырос до 25 рублей. Тенденция роста безналичных платежей в стране носит устойчивый характер.
«Оплаты по карточкам увеличились по всем категориям, что указывает на рост покупательской способности населения. Впечатляющей оказалась динамика у субъектов цифровой экономики: онлайн-магазинов, маркетплейсов, онлайн-такси и стриминговых сервисов. При этом белорусы не забывают о себе и повышают качество жизни: стали больше тратить на продукты, одежду, красоту и здоровье. Еще одной интересной тенденцией стал рост оборотов через приложение: многим сейчас удобнее платить в смартфоне, даже не доставая карточки с кошелька», – подмечает директор департамента маркетинга и PR Сбер Банка Евгения Кильпеляйнен.
Рейтинг самых популярных расходов возглавляют покупки в супермаркетах и магазинах формата «у дома», в том числе с доставкой. На продукты приходится 28% списанных с карточек средств. Белорусы стали тратить на гастрономию на 9% больше, чем годом ранее.
На втором месте – расчеты через приложение. В мобильном банке обычно совершают платежи, погашают кредиты, оплачивают онлайн-покупки и делают переводы на другие карточки, а в последнее время – еще и открывают депозиты. Оплаты со смартфона всего за год приросли почти на треть и уже в этом году могут выйти на первое место в платежной структуре белоруса.
Третье место традиционно занимает «коммуналка». Расходы на нее хотя и выросли за последний год, но их доля остается невысокой в общем объеме расходов.
Белорусы стали гораздо больше тратить в интернет-магазинах – на 85%. Причем особенно заметно вырос оборот на маркетплейсах. Больше других усилил позиции Wildberries.
В первую пятерку также вошли оплата топлива и товаров на заправках. Это одна из немногих категорий, расходы по которой почти не изменились за год. Причина кроется в относительно стабильной стоимости бензина в стране.
Население стало активнее тратить деньги на одежду и обувь – где-то на 11%. Также выросли расходы на дом и ремонт (примерно на 8%). Кроме того, белорусы стали чаще ходить в кафе и рестораны (оплаты выросли на 7%). Примерно так же выросли «инвестиции в здоровье» после визитов в медцентры и клиники.
Что удивительно, в 2,5 раза выросли расходы на азартные игры. Теперь белорусы тратят на них больше, чем оставляют в аптеках, хотя тут тоже рост, но на 11%. Развлечений также стало больше – на 39%. Вложения в личное образование подросли скромнее – на 10%.
Белорусы также увлеклись поездками на онлайн-такси. Обороты по ним вышли на рекордный уровень. Также больше стали тратить на цифровые сервисы, подписки и гейминг – где-то на 77%.
Исследование основано на анализе 110 млн транзакций среди владельцев карточек Сбер Банка. В их число вошли операции по платежным, зарплатным и кредитным карточкам.
ОАО «Сбер Банк» по оборотам входит в тройку крупнейших банков Беларуси и выступает частью международной Группы Сбера. Ежедневно в нем обслуживают более 40 тысяч бизнес-клиентов и более 600 тысяч частных лиц. Банк активно развивает digital-сервисы и предоставляет доступ к проведению операций в режиме онлайн. Сбер Банк удостоен множеством премией, в том числе как инновационный банк Беларуси. Он одним из первых в стране внедрил в стране стандарты ESG, за что получил высокий рейтинг (АА). Каждое решение в банке принимают с учетом интересов экологии и общества.