Устойчивое городское управление: практики партнерства
Город — не только пространство, которое надо строить и благоустраивать. Прежде всего это люди, которые работают, творят, обмениваются опытом. Поговорим о том, как это связано с устойчивым городским управлением.
Говоря «городское пространство», многие представляют определенное место, территорию. Это понятие намного шире. Оно включает:
- социальную инклюзию (адаптация людей с инвалидностью в обществе);
- городскую безопасность;
- экологию;
- эргономичное (удобное) устройство города для людей различных социальных групп и моделей поведения.
Чтобы городское пространство отвечало потребностям всех горожан, важно наладить диалог. Говорить о градоустройстве и формировать общие смыслы позволяет городская модерация.
Цели устойчивого развития: основные принципы
25 сентября 2015 года на Саммите ООН по устойчивому развитию мировые лидеры 193 стран утвердили Повестку дня в области устойчивого развития до 2030 года (сокращенно Повестка-2030). Она стала ключом к решению глобальных проблем, отраженных в 17 Целях устойчивого развития.
Поскольку опыт разных стран в сфере устойчивого развития отличается, все цели и соответствующие им задачи Повестки-2030 сформулированы универсально.
Каждая страна должна самостоятельно выбрать те из них, которые намеревается решать, и адаптировать их под свои национальные условия. Также следует определить количественные цели по индикаторам. Здесь учитываются приоритеты развития и финансовые возможности страны.
«Устойчивое городское управление: практики партнерства»: новый уровень проекта
В декабре Центр урбанистических проектов и инициатив «Прастора» начал работу над проектом «Устойчивое городское управление: практики партнерства» в Витебске.
Напомним, проект направлен на объединение усилий городского управления и экспертных организаций, представителей рабочей группы инициативы «Соглашение мэров в Витебске» и других заинтересованных сообществ.
Цель — реализация на локальном уровне Повестки-2030 и Плана действий по устойчивому энергетическому развитию и климату.
Существуют три ключевых схемы локализации целей устойчивого развития согласно Повестке-2030:
- полная локализация (пример, Германия);
- без формальной локализации (пример, Швеция);
- отсутствие локализации (пример, Финляндия).
Наиболее желательной представляется полная локализация. Поэтому проект «Устойчивое городское управление: практики партнерства» курирует эксперт немецкой организации Germanwatche.V.
Одна из задач – выслушать мнение различных городских сообществ, некоммерческих, образовательных и исследовательских организаций, представителей бизнеса и медиа о проблемах города и возможных решениях с позиции 17 Целей устойчивого развития.
В рамках проекта планируется начать процесс городской модерации, которая позволит наладить диалог и выявить потребности горожан.
Формат «Городская ассамблея»: управляемая коммуникация
Центр урбанистических проектов и инициатив «Прастора» выступает в роли городского модератора и совместно с экспертами в области устойчивого развития управляет коммуникацией.
Главная задача — поиск приоритетных целей устойчивого развития для Витебска и индикаторов их реализации.
Организаторы проекта запланировали не менее четырех встреч в формате круглого стола «Городская ассамблея». Участниками станут эксперты-представители:
- креативной экономики (туризм, медиа, событийная индустрия, блогеры);
- зеленого бизнеса;
- некоммерческих организаций, городских проектов и инициатив;
- университетов и исследовательских институтов в области городского развития, экологии, экономики.
В городе немало людей, готовых предлагать жизнеспособные идеи.
Формат городской модерации в корне отличается от пленарных заседаний советского и постсоветского времени. Он предполагает управляемую коммуникацию и проходит в режиме: поиск решений, проектирование, рефлексия (анализ).
Рамочная тема встреч — «Локализация Целей устойчивого развития и индикаторы их реализации».
Результаты обсуждений станут основой для работы экспертного коллектива. Итоги будут опубликованы в документе «Рекомендации по локализации Целей устойчивого развития для Витебска».
Проект реализуется при финансировании Программы поддержки Беларуси Дортмундским международным образовательным центром (IBB Dortmund) по поручению Федерального министерства экономического сотрудничества и развития (BMZ) и Германского общества по международному сотрудничеству (GIZ).
Проект зарегистрирован в Департаменте по гуманитарной деятельности Управления делами Президента РБ согласно удостоверению от 24.11.2020 №13-08/155.