"Прозрачность" оплаты ЖКУ в картинках
Указ № 535 "О предоставлении жилищно-коммунальных услуг", наконец-то, внес ясность в раскрытие самой "непрозрачной" услуги - техническое обслуживание жилого дома. Что теперь входит в это понятие, какие услуги и виды работ будут оплачиваться и как распределяться средства? Понятие "техническое обслуживание" включает работы по поддержанию в исправном состоянии конструктивных элементов здания, инженерных систем, обеспечение установленных параметров и режимов их работы (за исключением лифтов), подготовку жилых домов к эксплуатации в весенне-летний и осенне-зимний периоды. Иными словами, в перечне остались те виды работ, которые непосредственно оказывают влияние на техническое состояние здания и не могут быть выполнены самими жильцами, сообщает Портал коммунальной грамотности населения.
Санитарное содержание вспомогательных помещений жилого дома и их освещение (это такие виды работ, как уборка мест общего пользования, уборка и поддержание чистоты вспомогательных помещений, например, лифтовых холлов, лестничных клеток, подвалов, уборка и поддержание порядка придомовой территории) - предлагается выделить в отдельную самостоятельную услугу, оплачивать которую потребитель будет отдельно. Но жильцы дома (подъезда) могут влиять на стоимость и качество данной услуги. Не устраивает периодичность и качество работы, выполняемой обслуживающей организацией, - потребитель может обратиться к заказчику - КУП ЖКХ района - с просьбой заменить поставщика данной услуги. Заказчик от имени потребителя проведет конкурс по выбору нового поставщика услуг, заключит договор, в котором будут оговорены все пожелания потребителей (это может быть соблюдение минимальных санитарных требовании (периодичность уборки определяется требованиями санитарных норм и правил) или ежедневное мытье лестниц, лифтов и окон с шампунем) с указанием соответствующей платы. Либо жильцы могут принять решение самостоятельно убирать места общего пользования, тогда плата за эту услугу не будет появляться в счет-извещениях. Если выбор сделан в пользу самостоятельной уборки подъезда, но при этом она не осуществляется, подъезд не оставят неубранным - cанитарное состояние вспомогательных помещений будет контролироваться Центром гигиены и эпидемиологии района. Решение об уборке подъезда в этом случае также примет заказчик.
Кстати, все факты вандализма в подъезде будут устраняться в рамках текущего ремонта за счет самих жильцов, так что желание поддерживать общее имущество в надлежащем порядке сэкономит семейный бюджет. Плата за освещение мест общего пользования также будет зависеть от решения жильцов, которые могут оплачивать круглосуточное освещение, а могут установить акустические датчики, светодиодные лампы для экономии электроэнергии. Указ предусматривает упорядочение платы за пользование лифтом. Не забываем о том, что лифт - такое же общее имущество, как и подъезд, стены, крыша. Следовательно, плата за его обслуживание должна быть пропорциональна доле в праве на общее имущество.
Сейчас плата за лифт зависит от количества граждан, зарегистрированных в квартире, и не отражает реальных затрат на ТО. Например, в доме могут быть жилые помещения, где зарегистрирован один человек, а реально проживают четыре, если владелец сдает свою квартиру семье. Постоянные жильцы справедливо возмущаются: "Мы платим, так как зарегистрированы, а арендаторы пользуются, но не платят". Указ восстанавливает справедливость. Теперь услуга "техническое обслуживание лифта" предусматривает плату не только за его исправное техническое состояние, но и за энергию, затраченную на его движение. Учитывая то, что лифт всегда должен находиться в технически исправном состоянии, независимо от того, есть жители в доме или нет, плата за содержание общего имущества (ТО лифта) взимается со всех соразмерно занимаемой площади, в т.ч. с "пустующих квартир". А вот плата за электроэнергию, потребляемую лифтами при работе, то есть когда им пользуются непосредственно проживающие, будет взиматься ежемесячно в зависимости от количества граждан, зарегистрированных по месту жительства в жилых помещениях.