#ЯОНЛАЙН и бабушка тоже. История одного обучения
Современные реалии таковы, что многие сферы нашей жизни переходят в онлайн. Особый спрос на этот формат возник во время пандемии Covid-19 по всему миру. Онлайн-сервисы имеют много плюсов: удобство, экономия сил и времени, а еще безопасность, что немаловажно на сегодняшний день. Жаль, что не все могут воспользоваться этими возможностями. Почему? Потому, что зачастую попросту не умеют. А этому нужно обучать, особенно старшее поколение. Именно это стало целью нового движения #яонлайн, созданного компанией А1.Многим людям все еще сложно самостоятельно разобраться в том, как оплачивать счета онлайн и не стоять в очередях, делать покупки с доставкой на дом, искать нужную информацию и устанавливать приложения, заказывать лекарства и другие товары, созваниваться по видеосвязи с родственниками и друзьями. В том, чтобы объяснить это и показать, какие возможности открывает перед любым современным человеком доступ к мобильному интернету, и состоит задача участников проекта #яонлайн. Стать волонтером этого движения может любой человек и абонент любого мобильного оператора. Все, что для этого нужно, – активно пользоваться современными технологиями и хотеть безвозмездно делиться своими знаниями с другими. За первый месяц с начала проекта на сайте #яонлайн зарегистрировались уже около 25 тысяч белорусов. Если вам близка идея движения, но вы почему-то еще не присоединились, то, поверьте, это несложно и под силу каждому. Допустим, некоторые не до конца понимают, как же обучать, или попросту не верят в собственные силы. На сайте проекта собраны инструкции и подборки полезной информации, которыми они могут поделиться со своими учениками. Также в помощь волонтерам запущен отдельный телеграм-канал «ЯОнлайн», где вы найдете советы о том, как облегчить новичкам знакомство с миром современных технологий. Видите, все просто, стоит только попробовать!
Чтобы окончательно развеять сомнения, мы решили пообщаться с волонтером из Витебска. Полина Иванова – руководитель фитнес-клуба «Зебра», успешная и активная, решила в рамках проекта #яонлайн обучить азам интернета свою 79-летнюю бабушку Марию Дмитриевну. От первоисточника узнаем о процессе обучения, сложностях и маленьких победах ученицы.
- Полина, поделитесь, подготавливали ли заранее бабушку к предстоящему обучению?
- Да никак заранее не подготавливала, просто пришла и обозначила, что уже пора учиться новому.
- И как было это воспринято бабушкой?
- Воспринято с непониманием, зачем ей это нужно. Столько лет прожила без интернета и доживет без него. Для любимых новостей есть телевизор и газеты.
- Предполагаю, чтобы пробить броню настороженности к интернету, пришлось, наверное, подбирать весомые доводы?
- Я подробно рассказала о возможностях интернета. Что можно платить за квартиру не стоя в очередях, с родными из любой точки мира можно созваниваться по видеосвязи, когда не просто слышишь, но и воочию видишь собеседника, а продукты можно заказать прямо домой в любом количестве и не переживать, как их донести до дома. Ну и козырь про новости – их узнавать можно тоже в интернете и одной из первых.
- Я так понимаю, что в итоге Мария Дмитриевна поддалась на уговоры. Расскажите, с какими трудностями сталкивались во время обучения? Что давалось ученице сложнее всего?
- Самая большая трудность – это сложность запоминания и неуверенное пользование мобильным телефоном и интернетом. Если учесть бабушкин возраст, то и обычные звонки мы учились делать долго и до сих пор иногда возникают проблемы. С интернетом все оказалось естественно сложнее. Каждое действие пришлось несколько раз повторять, записывать и где-то даже зарисовывать.
- Какие онлайнсервисы больше всего оценила бабушка?
- Ой, она очень оценила звонки по видеосвязи, благодаря которым можно увидеть тех, с кем давно не получалось повидаться. Она о таких возможностях и не подозревала. Ну и доставка продуктов, конечно, порадовала. Естественно, так быстро все освоить невозможно, старшее поколение и многого не понимает в современных гаджетах, и устает быстро, но обучение мы планируем еще продолжать и совершенствовать навыки.
- Что бы вы, Полина, исходя уже из своего опыта,посоветовали другим волонтерам или тем, кто планирует присоединиться к движению#яонлайн?
- Посоветовала бы волонтерам быть терпимее. То, что для нас кажется таким простым и понятным, то, что сейчас под силу даже прогрессивным детям, пожилым людям воспринимать сложно. Нужно уметь объяснить для чего это обучение, как новые навыки могут облегчить жизнь. Важно найти нужные слова, поддерживать и верить в успехи своих таких необычных учеников.
Благодаря опыту волонтера Полины, надеемся, кто-то перестанет сомневаться и примет решение присоединиться к проекту #яонлайн. Как оказалось, все реально. А учитывая эпидемиологическую ситуацию, важность быть с интернетом на «ты» возрастает. Ведь представители старшего поколения относятся к группе риска и им желательно реже посещать общественные места. Кстати, уже больше 2 тысяч жителей Витебска стали волонтерами цифрового движения #яонлайн. А проведя аналитику, организаторы проекта определили, что самыми популярными разделами оказались те, где рассказывается о том, как получить талон в поликлинике онлайн, найти в интернете дальних родственников и друзей детства, быстро узнать погоду на завтра, подключить мобильный интернет от А1, сэкономить трафик и установить на свой смартфон полезные приложения.
Сейчас, когда мобильные технологии как никогда раньше нужны людям самых разных возрастов и профессий, очень важно посодействовать другим стать своими во всемирной сети и не бояться своих смартфонов. Волонтерское движение создано специально для того, чтобы помочь всем желающим максимально комфортно чувствовать себя в виртуальном мире.
Проект #яонлайн долгосрочный, поэтому присоединиться к нему никогда непоздно. Вместе мы поможем старшему поколению идти в ногу со временем.
Татьяна Смирнова
Фото Полины Ивановой