Народный артист России Алексей Любимов выступил для витебской публики
Легенда российского исполнительства Алексей Любимов порадовал горожан, приняв участие в концерте, посвященном 120-летию Марии Юдиной. Чествование великой пианистки традиционно проходят в конце июня в рамках Невельских Бахтинских чтений. Насладиться виртуозным мастерством великого пианиста современности можно было 29 июня в Большом зале областной филармонии.
- Что повлияло на Ваше решение принять участие в концерте-памяти Марии Юдиной?
- Дело в том, что я не только с самого начала своей сознательной жизни являюсь поклонником ее исполнительского искусства, но и был вхож, так сказать, в дом великой пианистки, благодаря моей первой учительнице Анне Даниловне Артоболевской, которая в свое время обучалась в классе Марии Вениаминовны. Я присутствовал на всех возможных концертах Юдиной, часто переворачивал ей ноты, общался с ее учениками. В то время я был еще школьником и наша с Марией Вениаминовной дружба началась несколько позже. Юдина сильно повлияла на меня не только как пианистка, но и как философ, специалист широчайшего профиля, знаний и как музыкант, который шел против всех идеологических установок советского времени. Она пропагандировала то, что считала нужным, в первую очередь это были завоевания современной музыки, которую тогда не приветствовали. Особенно не привечали зарубежную музыку, писали критические статьи о ее буржуазном и тлетворном влиянии. Юдина же шла напролом, не смотря на репрессии советский власти – отмены концертов, запреты на выступления – она стала первой, кто играл сочинения Стравинского, Хиндемита, Бартока, Веберна и многих других. Она вдохнула в меня этот дух интереса к новой музыке и стойкость в преодолении любых преград, ведь правда все равно возьмет свое. Так что я в каком-то смысле пошел по ее стопам.
- Сейчас Вы принимаете непосредственное участие в поиске и сборе сохранившихся записей Марии Юдиной. Удалось найти что-то новое?
- Да, я рад оказать помощь Марине Анатольевне Дроздовой, которая провела грандиознейшую работу по собиранию и осмыслению всего наследия Юдиной, не только музыкального, но и эпистолярного. Пианистка общалась со всеми выдающимися людьми своего времени, вела с ними переписку. Целые тома этих переписок были изданы литературоведом Анатолием Михайловичем Кузнецовым, при непосредственном участии Марины Дроздовой. А сейчас я помогаю Марине Анатольевне в поиске неизвестных записей концертов Юдиной, которые на протяжении пяти последних лет я обнаруживал в самых необычайных местах. Например, недавно я обнаружил запись с ее концерта в Тбилиси и теперь моя задача эту запись с грузинского радио достать.
- Что планируете делать с этими записями?
- У нас есть цель – на будущем году исполняется пятьдесят лет со дня смерти пианистки и в честь этой даты мы хотим издать полное собрание записей. Сейчас мы в поиске издателя.
- Чем сегодня будете удивлять витебскую публику?
У меня небольшой блок в программе, он включает сонату си-минор Гайдна, раннюю партиту Арво Пярта и последней я сыграю пьесу Павла Карманова «Шуманиада». Юдина в свое время была флагом исполнительства новой музыки и акцент в моей программе сделан именно на это. Павел Карманов – один из самых известных современных композиторов, принадлежащий в так называемому направлению минималистов. Это музыка репетитивная, но абсолютно тональная, эта музыка определенного состояния и, я бы сказал, воодушевления. «Шуманиада» написана композитором по моей просьбе и я предложил взять за основу финал фа-минорной сонаты Шумана. И Карманов из тем и фактуры шумановского произведения сделал совершенно сумасшедшую, в хорошем значении слова, музыку.
- Алексей Борисович, Вы уже не в первый раз приезжаете с наш город и, вероятно, у Вас была возможность познакомиться с нашими достопримечательностями? Что-то осталось в памяти? Произвело впечатление?
- Да, был здесь всего два раза, в связи с концертами в рамках Международного музыкального фестиваля имени И.И. Соллертинского. Но, к сожалению, каждый раз я приезжай всего на один день. Однако по городу я ходил, посещал музей Марка Шагала и музей истории Витебского народного художественного училища. Эти две точки художественного прошлого – одни из самых важных не только для города и искусства в целом, произвели на меня большое впечатление. Сегодня после концерта я также планирую прогулку по исторической части Витебска.
Авик Виктория