Что заставляет уличных музыкантов играть в переходах Витебска: нужда или самовыражение?
Кто они — уличные музыканты? Что заставляет их играть в переходах: нужда или самовыражение? Это решила узнать корреспондент «ВВ».
Честно говоря, каждый раз, как спускаюсь в подземный переход, с восторгом жду, когда до моих ушей донесутся мелодичные звуки. Это своеобразная атмосфера перехода, минутная музыкальная пауза. Иногда, к моему огорчению, никого в переходе нет. А бывает – ступить негде. Смешиваются звуки гитары, баяна, флейты, саксофона…
Одних граждан уличные музыканты раздражают, они подходят и говорят: «Идите работать, не занимайтесь ерундой». Другие равнодушно проходят мимо. Но есть и такие, которые останавливаются, слушают песни или мелодии и бросают денежки в футляр от гитары или шляпу.
Под звуки саксофона
37-летний Евгений по профессии столяр. Но это не мешает ему играть на нескольких саксофонах (тенор, альт, сопрано)! В свое время, когда учился в Могилеве, Евгений подрабатывал грузчиком. Когда загружал хлам одного из домов культуры, ему на глаза попался старый саксофон, который разрешили забрать. Звучание этого музыкального инструмента Евгению нравилось. Он отреставрировал саксофон. Как играть на нем, показал знакомый преподаватель музыкальной школы. Но хотелось играть на профессиональном уровне. Поэтому два года назад поступал в Витебский государственный музыкальный колледж им. И. Соллертинского. Быстро освоил сольфеджио, на экзамене сыграл три опуса. Но так и не пополнил ряды учащихся колледжа. Однако сама по себе попытка – уже большое достижение. Сегодня Евгений играет в нескольких витебских ансамблях, оркестрах.
В переход Евгений приходит поиграть для души и, что скрывать, за денежным поощрением. Вначале ему казалось: чем больше народу, тем больше выручка. На самом деле в часы пик люди в основном бегут по своим делам, спешат и редко останавливаются, чтобы послушать и бросить копейку.
– Чем свободнее пространство и человек не загружен бытовыми проблемами, тем ему проще остановиться и послушать композицию, – уверен саксофонист.
Репертуар музыканта составляет около 100 мелодий. Подбирает те, которые по душе. Прохожие тоже предпочитают душевную музыку. Например, мелодии из кинофильмов «Долгая дорога в дюнах», «Титаник» и др.
«Играй, мой баян»
Арсений Ващенко в 74 года играет в переходе на баяне. Пенсионер работал учителем музыки в СШ №33 Витебска. На пенсии время идет в другом, непривычном ритме. Часто наблюдал за уличными музыкантами во время Международного фестиваля искусств «Славянский базар в Витебске». Как-то самому захотелось поиграть. Однако долгое время не мог преодолеть определенный психологический барьер. Все думал, как отреагируют его ученики, коллеги, когда увидят играющим на улице. Добропорядочный Арсений Иосифович даже сходил в налоговую инспекцию, где ему ответили, что это эпизодический заработок, а не постоянная деятельность, как, например, официальные услуги тамады, и платить налог за это не нужно. Ведь уличное музицирование – это благотворительное выступление. А денежка, добровольно брошенная в чехол от музыкального инструмента, – благодарность прохожего за приобщение к прекрасному. Кстати, во многих странах уличные музыканты, где такое музицирование легализовано, не только «украшают» пешеходные улицы, переходы, но и платят пошлину за право играть, покупают патент на сезон.
Первый раз Арсений Ващенко вышел играть три года назад, после инсульта. Начинать было боязно. Но народ, проходящий мимо, в основном реагировал позитивно. Появились некий стимул, мотивация к самосовершенствованию. Он стал репетировать по несколько часов, разучивать репертуар, который в основном включает классику: Бетховен, Бах, Штраус, Шуберт, Огинский, Римский-Корсаков и др.
Из рассказов музыканта, контингент слушателей и просто проходящих людей бывает разный. Подходят и выпившие, и психически нездоровые. Бывали случаи, что среди слушателей завязывались потасовки.
– Иногда говорят гадости, что я выманиваю деньги, настроение тогда портится, – делится баянист, – ведь музыканты – личности эмоциональные, творческие. Хотя один знакомый сказал, что я зарабатываю денежку самым честным путем.
В основном Арсений Иосифович играет в подземных переходах города, выходит к ТЦ «Евроопт», что на пр-те Строителей. Меняет периодически место, чтобы не надоедать репертуаром.
– Особенно мне нравится реакция на живую музыку детей, – отмечает музыкант. – Стараюсь выучить также и детский репертуар: Шаинского, Крылатова. Некоторые ребята, правда, смотрят искоса, а другие – подбегают, танцуют. На душе сразу становится веселее, так и время незаметно проходит.
Материальная сторона тоже имеет значение. По словам Арсения Ващенко, щедрость у слушателей также разная. В основном – бросают копейки. Бывает, что насобирается пять-десять рублей. Случалось, что смог заработать 50 – 70 рублей. Как-то на Новый год получилось «наиграть» больше 100 рублей. Правда, пришлось стоять на холоде несколько часов.
– Люди, которые проходят, в основном работяги. Они редко ходят в филармонию, с пандемией и визит на концерты стал редким, – подытоживает Арсений Ващенко. – Таким образом, думаю, делаю доброе дело, приобщаю людей к искусству.
Не бременский, но Трубадур
Музыкант Виктор с друзьями Даниилом и тезкой Виктором часто стоят в переходе возле «МакДональдса». Кого-то подростки в джинсах, ковбойских шляпах, горланящие «рокерские» песни, раздражают. А кому-то услышать песни молодости – бальзам для души.
Гитарист и основной солист Виктор в этом году окончил 11-й класс. За плечами подростка семь лет музыкальной школы по классу домры. На гитаре Витя научился играть сам. Вспоминает, как еще в детстве любил смотреть мультфильм «Бременские музыканты». И сегодня он, как вымышленный персонаж, веселый и неунывающий Трубадур из мультфильма, играет на гитаре для народа. Только не в городе Бремен, а в витебском подземном переходе.
Виктор решил финансово не зависеть от родителей. Зарабатывать таким способом на карманные расходы для несовершеннолетнего – неплохое подспорье. Родители не противятся такой деятельности сына. Наоборот, считают, что он совершенствует музыкальные навыки, учится зарабатывать.
Заработанная сумма бывает разной: от 2 до 10 рублей. Редко, но случается, что за 30 минут набросают 50 рублей. По словам ребят, это зависит от многих факторов – погода, настроение исполнителя и проходящих людей, репертуар. Заработанные деньги ребята тратят на проезд, школьные обеды, иногда на одежду.
Поет Виктор с ребятами старый русский рок: песни групп «Король и шут», «Чиж & Co», «Кино», «ДДТ» и т. д.
– Отец любит это направление и слушает только его, – рассказывает Виктор, – поэтому я рос на таких песнях.
Милиция, которую нередко вызывают недовольные граждане, ребят особо не трогает. Как пояснил «ВВ» официальный представитель УВД Витебского облисполкома Александр Колыско, игра на музыкальных инструментах как таковая запрещенной в подземных переходах не является. Но согласно Кодексу об административных правонарушениях оскорбительное приставание к гражданам и другие умышленные действия, нарушающие общественный порядок, деятельность организаций или спокойствие граждан, считаются мелким хулиганством. Поэтому если кто-то пожалуется на игру музыкантов, то их как минимум могут попросить покинуть место выступления.
В планах у Виктора поступить в одно из музыкальных учреждений области, а для этого игра в переходе – отличная практика.