Покоряя высоту за высотой

Витебская телевышка – это 250 метров мощных металлических конструкций и более 5 километров различных проводов. Она размещается на Юрьевой Горке и является самым высоким местом областного центра, с нее весь Витебск как на ладони. Недавно корреспонденты «НС», проявив некоторые альпинистские способности, покорили телевышку и узнали о том, как сегодня работает сердце аналогового и цифрового телевидения и радиовещания Витебщины. Когда птицы пролетают рядом.
Ровно 15 лет назад корреспонденты «Народного слова» Татьяна Пастернак и Антон Степанищев уже побывали на телевышке. Причем в отличие от нынешнего восхождения поднимались вверх по отвесным лестницам намного выше – почти на самый пик, на высоту 240-250 метров. «Вниз смотреть страшно, а вверх – еще страшнее», – писала тогда в своем репортаже Татьяна. Ну а скольких сил все это стоило, красноречиво говорит еще одна ее фраза: «Ноги потом неделю болели…».
В этот раз нам повезло – большая часть подъема под руководством инженера Романа Демиденко была механизирована. Нас с фотокорреспондентом усадили в небольшую люльку, привязав страховочными поясами к тросу. Затем по сигналу Р. Демиденко его напарник включил электролебедку, и мы втроем медленно оторвались от земли. Чтобы порывы ветра не раскачивали люльку, ее крепят к специальному тросу, который тянется на самую вершину – снизу даже разглядеть трудно. Метр за метром движемся вверх, земля все дальше, а строения постепенно становятся похожи на игрушечные. На наше счастье погода выдалась почти безветренная, а значит, по словам Романа, подъем будет несложным. Зачастую, особенно в межсезонье, сильные порывы ветра значительно затрудняют работы на телевышке. А состояние сооружения находится под постоянным контролем дежурных антенщиков-мачтовиков, которые обычно взбираются на вышку раз-два в месяц.
По мере продвижения проезжаем множество пучков разнообразных кабелей, тарелок, спутниковых антенн. «Для всего этого и нужна телевышка, – поясняет Р. Демиденко. – Она опора для радиотелевизионных антенн. Здесь установлено множество антенно-фидерных систем для радио- и телепередатчиков, оборудование сотовых операторов связи. От ее высоты зависит надежность и качество вещания. Правда, из-за перехода на цифровой сигнал вскоре нам предстоит большая работа по демонтажу аналогового оборудования».
Первая смотровая площадка – на высоте 54 метра. Но мы продолжаем подъем, преодолевая за минуту с десяток метров. Металлические конструкции выкрашены в белый и красный цвет – для этого раз в пять-шесть лет специально нанимают промышленных альпинистов. По высоте башня, возведенная в 1983 году, вторая в области. В Ушачах телемачта достигает 375 метров. Но по мне и 250 немало, особенно когда болтаешься между небом и землей в маленькой люльке, качающейся на ветру.
Точка нашей высадки – площадка на уровне 110 метров. Дальше, по словам Р. Демиденко, подниматься втроем невозможно: движение люльки затрудняется стальными каркасами, сводящимися кверху. Но и там чувствуешь себя некомфортно, особенно с учетом того, что и сама Юрьева Горка высокая. Город как на ладони, над ним разливается дымка, а рядом пролетают птицы. Под вышкой – Витебск в миниатюре. Впрочем, нашего экскурсовода высота не смущает. Он ловко перемахивает с люльки на площадку, улыбается, помогает выбраться и нам. «Если постоянно работать в «небе», – объясняет он, – то привыкаешь. Главное вниз часто не смотреть». Но вниз смотреть хочется, ведь таким шикарным видом города, если не брать в расчет вертолетную прогулку, я еще не любовался.
А наша цель метров на тридцать выше. Так называемый шпренгель – четыре горизонтальные мачты, перетянутые мощными тросами и прикрепленные к башне. Это не только конструктивная особенность витебской телевышки, но и основа ее устойчивости, ведь даже при сильном ветре башня отклоняется лишь на несколько десятков сантиметров. На них установлены красные сигнальные маячки: хотя воздушных трасс здесь нет, лишняя безопасность не помешает. До мачт-шпренгелей мы лезем по отвесным лестницам, которые под нашим весом подозрительно шатаются. Один, два пролета, короткий отдых, третий пролет – и вот мы еще на одной площадке. Внизу 140-150 метров. Красота! Сперва мелкими шажками, а затем все смелее мы осваиваем новую высоту. А через пару минут уже позируем на самих шпренгелях.
Спуск всегда легче подъема. Слезая по лестнице вниз к ждущей нас люльке, замечаю на такой верхотуре гнездо, куда прилетела птица, похожая на стрижа. Вот уж кому здесь раздолье! Ну а мы поспешим к земле.
В сердце телевышки
Внизу нас встречал начальник Витебского цеха ультракоротких волновых радиостанций (УКВР) Александр Холява. Телевышка, конечно, внушительная конструкция, но сердце нашего телевидения и радио в здании на земле – в зале ТВ- и РВ-передатчиков, а также кабине управления и контроля.
В помещении от обилия электрооборудования жарко и шумно. Большую часть аппаратуры обновили в 2008 году, что позволило не только повысить надежность вещания, но и в два раза сэкономить на электропотреблении. В кабине управления и контроля, будто в телестудии, множество телевизоров, радио, а за пультом контроля – дежурные инженеры.
«Сейчас цех ретранслирует 11 эфирных телеканалов, в том числе один цифровой, и 16 радиостанций, – поясняет А. Холява. – Это вещание особенно важно для сельской местности, где нет Интернета и кабельных операторов. Все передатчики дублируются, что позволяет в случае неисправностей не прерывать вещание». Инженеры контролируют лишь качество картинки и звука, но в источник программы не вмешиваются: вся продукция транслируется из Белтелерадиокомпании в Минске и местных студий Витебска. Дважды в год цех УКВР становится на профилактику, то есть с девяти утра до трех часов дня отключают все передатчики, и специалисты осматривают оборудование. По словам А. Холявы, никаких льгот за вредные условия труда для работников цеха сейчас нет – излучение современных радиостанций считается безопасным. Хотя еще 15 лет назад они получали доплаты за вредность и могли претендовать на досрочную пенсию.
Время «цифры»
Многое изменилось за последние годы. 15 лет назад витебская телевышка передавала 7 аналоговых каналов, качество вещания которых постоянно вызывало нарекания. И вот уже с 15 мая 2014 года произойдет отключение всего аналогового оборудования, будут установлены новые цифровые передатчики и антенны. «Мы полностью перейдем на цифровое вещание, как требуют международные договоренности,– объясняет А. Холява. – Технически это большой шаг вперед. Ведь за счет уплотнения сигналов мы уже сейчас вещаем на одном телевизионном частотном канале сразу 8 программ в формате DVB-T, в следующем году – в формате DVB-T2 – уже 16 программ. Это позволит сэкономить огромные средства, а телезрители получат возможность смотреть даже в глубинке больше каналов с разнообразными телепрограммами. Ведь по подсчетам специалистов, по качеству изображения и звука «цифра» превосходит аналоговое ТВ в шесть раз».



















