Как покорялась высота
Война оставила свой кровавый след в жизни семьи Велигодских – отец Александра был тяжело ранен на фронте, дядю-партизана фашисты повесили в поселке Панютино Харьковской области, где жила семья. И даже сам он был ранен в ногу осколком снаряда.
После войны Александр Велигодский вступил в аэроклуб, жил мечтой о небе. Занимался волейболом, баскетболом, спортивной гимнастикой, акробатикой. По офицерскому многоборью уже позже был чемпионом дивизии, имеет 1-й разряд и звание кандидата в мастера по парашютному спорту (в активе 252 прыжка).
В Пугачевское военное авиационное училище под Саратовом он поступил после окончания планерной школы. Здесь, в Пугачеве, обрел свою вторую половинку и укрепился в желании стать летчиком-профессионалом. И на первом своем месте службы в Слуцке он действительно стал набирать высоту. Получилось, что отправился в один из полетов вторым летчиком, а вернулся на аэродром командиром корабля.
– Я попал в экипаж старшего лейтенанта Алексея Страшнова, бывшего летчика-истребителя, он во время войны был сбит, получил ранение, – рассказывает Александр Владимирович. – Чуть ли не с первых дней он начал доверять мне взлет и посадку. Все мы, дети войны, принимали любые испытания, ведь понимали, какая ответственность лежит на нас, защитниках неба Родины. В один из дней должны были лететь в сцепке – на тросе у нас был десантный планер с пушкой и ГАЗиком на борту, боевым расчетом. И вдруг командир потерял сознание. Мне пришлось пересесть первый раз в командирское кресло. А мы строем шли, эскадрильей. Приказали выходить из строя, идти на аэродром. Сделал круг, отцепил планер и вторым заходом приземлился, сел. Сделал все возможное, чтобы спасти экипаж и технику, и у меня получилось.
Александр Велигодский много летал, стал командиром корабля. Куда только не забрасывала его судьба… Случалось за сутки увидеть зиму, пролететь через весну и подышать ветром настоящего лета!
Орден Ленина
Все правительственные задания, которые шли из Москвы, в основном адресовались на витебский 339-й военно-транспортный авиационный полк. Подразделение защищало геополитические интересы государства в зонах локальных военных конфликтов за рубежом и оказывало интернациональную помощь.
– Моя летная география охватывает 33 страны мира, – вспоминает Александр Велигодский, который после Слуцка был переведен на службу в Витебск. – Памятна мне полугодовая командировка в Египет.
В Северном Йемене шла тогда гражданская война. Президент Египта Абдель Насер поддержал республиканцев, и для переброски в район боевых действий военных грузов правительство закупило пять самолетов Ан-12. Но у египтян не было специалистов, подготовленных к полетам на них, и Насер обратился за помощью к советскому руководству. В Каир отправили экипажи витебского 339-го военно-транспортного авиационного полка.
– Полгода мы возили по ночам в Йемен вооружение, – рассказывает Александр Владимирович. – Летали из Каира в Сану только ночью, дозаправку делали в Асуане на чисто дневном аэродроме, где не было ни огней подхода, ни огней приближения. Для нас там вдоль полосы ставили ведра, чайники с зажженной соляркой, как на партизанских аэродромах. На малой высоте очень сложно было пилотировать, чтобы приземлиться в нужном месте. Дозаправлялись и тогда уже направлялись в Йемен. В одном из полетов я был замыкающим в группе из 10 самолетов. Запустили двигатели. Тут вижу: наперерез нам едут бронетранспортер и несколько джипов с вооруженными людьми. Оказывается, что в 100 километрах отсюда был сильный бой возле столицы Сана, около 100 республиканцев тяжело ранены, и их нужно отправить в госпиталь в Каир. Для этого надо перелететь на запасной аэродром, который не был приспособлен для наших самолетов, более того, из-за протекающего арыка взлетно-посадочная полоса имела изгиб на 15 градусов. Эта особенность и стала причиной того, что самолет при посадке пошел юзом и одно колесо разрушилось. Менять его времени не было. Принял решение: буду взлетать. Приложил все свои умения, разгрузил левую стойку шасси... Словом, оторвались мы от земли буквально за несколько метров до окончания полосы. На аэродроме в Каире нас ждала целая вереница машин: скорой помощи и пожарных. Посадка была рискованной. Трудно передать те чувства, которые я тогда испытал, ведь за мной были сотни жизней! Потом выяснил: все раненые были живы. Орден Ленина мне вручили через год.
С позитивом в душе
12 лет после смерти супруги Александр Велигодский живет один. Сегодня ему 92, хотя по виду и не скажешь — сказывается военная закалка. Ему, активному и неугомонному человеку, который, кстати, обладает и недюжинным талантом рисовальщика, по-прежнему все интересно. Освоил компьютер, познакомился с интернетом. Вот уже семь лет с удовольствием посещает зону отдыха в пойме Витьбы. Он верный друг и «кормитель» здешних голубей, воробьев и ворон. Там же, в зоне отдыха, познакомился с молодыми людьми из фитнес-клуба, многие из которых проявляют заботу о ветеране и общаются с ним в соцсетях. Когда позволяло здоровье, даже участвовал в массовых забегах! Ему очень близка по духу суворовская заповедь: «Как бы плохо ни приходилось, никогда не отчаивайся, держись, пока силы есть».
***
…На улице непогода. Звоню, чтобы уточнить детали для материала, и застаю Александра Владимировича дома. «На Витьбу собираюсь», – сообщает он. «Посмотрите, дождь какой!» – говорю. «Так птицы меня там ждут!» И в этом весь он, представитель поколения людей, в душах которых всегда натянутой струной была и есть память о войне. Они, как никто, ценят мир, красоту и умеют сострадать.