Нет маски – нет услуги: имеют ли право работники торговых точек не обслуживать масочных диссидентов?
На днях стал свидетелем, как в крупном супермаркете Витебска покупатель в ответ на просьбу кассира надеть маску категорически отказывался это сделать. Сотрудница прилавка не стала обслуживать данного покупателя, который попросил позвать руководство магазина и показать ему соответствующий документ, чем минут на 10 задержал очередь. Имеют ли право работники торговых точек не обслуживать покупателя без маски и кто должен отвечать за несоблюдение масочного режима? Можно ли привлечь к ответственности масочного диссидента, который не хочет надевать маску? За разъяснениями корреспондент «ВВ» обратился к помощнику прокурора Витебска Виолетте Стук, которая напомнила, что 12 ноября внесено дополнение в комплексный план мероприятий по предупреждению распространения СОVID-19 в Витебске. В соответствии с ним в городе действует масочный режим. Ответственность за его соблюдение в организациях и учреждениях возложена на их администрацию.
При игнорировании этих требований согласно Кодексу Республики Беларусь об административных правонарушениях нарушителям грозит штраф: индивидуальному предпринимателю – до 200 базовых величин, юридическому лицу – до 500 БВ. Физические лица не подлежат административной ответственности за несоблюдение масочного режима.
Обязанность привлекать к административной ответственности за несоблюдение масочного режима возложена на органы государственного санитарного надзора. Ситуацию на постоянной основе мониторят эпидемиологи совместно с сотрудниками прокуратуры.
– На территории Витебска систематически проводятся проверочные мероприятия по соблюдению масочного режима, – отметила Виолетта Стук. – Иногда для недопущения повторных нарушений достаточно профилактических бесед с администрацией и работниками. В ходе одной из проверок выявлены нарушения со стороны работников торговли и услуг, водителей маршрутных такси. По результатам в адрес Витебского горисполкома внесено представление, которое находится на рассмотрении.
Очередной мониторинг в областном центре прошел в середине февраля. Из 27 проверенных магазинов, парикмахерских и маршрутных такси в 6 объектах масочный режим не соблюдался работниками и посетителями, маски не использовали 2 водителя.
– Да, бывает, некоторые приходят в торговую точку без маски, тогда кассир предлагает ее приобрести, – привела пример Виолетта Стук. – Для этого на кассе имеется запас масок. Если покупатель отказывается, работник магазина вправе его не обслуживать.
Некоторые посетители торговых точек считают, что в ношении масок нет смысла. Они игнорируют требования работников магазина, задерживают очередь и провоцируют конфликт. По словам помощника прокурора города, в такой ситуации нарушитель может быть привлечен к административной ответственности за нарушение общественного порядка.
– Не стоит пренебрегать противоэпидемиологическими рекомендациями, ведь маски защищают от распространения инфекции, – напоминает Виолетта Стук. – Если покупатель в грубой форме с нецензурными выражениями вступает в конфликт с должностным лицом или работником торговой организации, и тем самым нарушает общественный порядок, это можно расценивать как мелкое хулиганство. В такой ситуации работники торгового объекта должны вызвать милицию. И в Беларуси в магазинах уже были подобные случаи с конфликтующими масочными диссидентами. Кстати, за мелкое хулиганство предусмотрено наказание в виде штрафа до 30 базовых величин или административный арест. С 1 марта санкция соответствующей статьи КоАП дополнена еще и общественными работами.