Из истории
Первой страной в мире, которая ввела школьную форму, принято считать Великобританию. Так, в 1552 году в школе Christ's Hospital в Лондоне впервые появилась специальная одежда для учащихся из малообеспеченных семей, которым не в чем было ходить на занятия. В других европейских странах школьная форма так и не прижилась. Например, в учебных заведениях Франции она существовала лишь в 1927 – 1968 годах, Польши — до 1988 года.
Предпосылки для ее введения в Российской империи возникли в начале XIX века. В 1804 году Министерство народного просвещения приняло «Устав учебных заведений, подведомственных университетам». Гимназические платья официально регламентированы не были, однако воспитанники престижных гимназий и пансионов заимствовали мундиры у студентов своих учебных округов. Официально школьную форму в России ввели в 1834 году, когда Николай I принял указ, обязующий носить определенный формат одежды не только для всех государственных служащих, но и учащихся. В своде правил были прописаны фасоны и гамма. Чуть позже, когда началось развитие женского образования, появился и первый наряд для учениц.
После Октябрьской революции школьная форма была отменена и стала обязательной вновь лишь после Великой Отечественной войны. В 1992 году, в период так называемой перестройки, школьники сменили свои коричневые платья и синие костюмы на повседневную одежду. Кстати, именно тогда впервые некоторые из белорусских школьников решились надеть в школу джинсы или спортивные костюмы.
Школьно и модно
Понятия «школьная форма» в значении «одинаковая для всех» сегодня в Беларуси нет. Однако в учреждениях общего среднего образования введен деловой стиль одежды для учащихся.
– Его ношение является нормой, которая определяется уставом и правилами внутреннего трудового распорядка школ, разработкой и принятием которого занимается администрация в соответствии с пунктом 4 статьи 20 Кодекса Республики Беларусь об образовании, – сообщил начальник отдела общеобразовательной подготовки главного управления по образованию облисполкома Владимир Бедняков. – Образцы одежды делового стиля утверждаются Координационным советом. Ученики и их законные представители совместно с администрацией и педагогическими работниками гимназий, школ имеют право выбора модели, цвета и качества тканей.
Кстати, сегодня существуют модные тенденции даже в таком узком сегменте легкой промышленности, как одежда для школьников. Оказывается, в настоящее время актуальны платья простого свободного кроя, но с поясом, воротничком, рисунком на ткани в виде клетки, горошка, полоски или из однотонного материала. Дизайнеры позаботились и о мальчиках. Им они предлагают жилеты классического стиля в трикотажном исполнении или из шерсти, легкого хлопка с брюками со стрелками.
Мнения разделились
У школьной формы достаточно большое количество почитателей, но не меньше и противников. Первые считают, что если дети в учреждениях образования одеты в одинаковую одежду, это сглаживает социальное неравенство. Вторые утверждают, что ребенок при этом теряет свою индивидуальность. С последним легко справиться, добавив к наряду маленький акцент или изюминку. А вообще: если человек – личность, то уничтожить его индивидуальность невозможно. Интересный факт: Александр Пушкин, будучи лицеистом, тоже носил форму, но это не помешало ему стать известным писателем.
Некоторые родители считают, что слишком пестрые кофточки у кого-то из одноклассников будут отвлекать других детей от основного занятия – изучения школьной программы, поэтому нужна форма, не допускающая вольностей.
– Это не так, – прокомментировала заведующая детско-подростковым психиатрическим отделением Витебского областного клинического центра психиатрии и наркологии Елена Данилова. – Внешний вид ученика никак не влияет на работу на уроке, если учебный материал вызывает неподдельный интерес у ребенка. Если же есть какая-то установленная форма одежды в школе, то это тоже хорошо. Ребенок будет чувствовать себя членом определенного коллектива, ощущать свою причастность именно к этому учебному заведению и гордиться тем, что учится здесь.
Сами школьники обычно объясняют нежелание носить деловой стиль одежды его неудобством и непривлекательным внешним видом. Но это легко решить.
– Сегодня школьные коллекции пестрят изобилием моделей. Каждый из подростков точно сможет найти, в чем ему будет комфортно ходить в школу, – отметил Владимир Иванович. – С образцами одежды можно ознакомиться на сайте Министерства образования нашей страны.
Как в храм
В древнем Шумере четыре с половиной тысячи лет назад к внешнему виду учеников предъявлялись очень строгие требования. На глиняных табличках, написанных около 2000 года до н. э., описываются будни шумерской школы. Там упоминается, что за неопрятную одежду ученика могли высечь.
Конечно, сегодня школьника не будут наказывать ремнем за неаккуратный внешний вид. Но если у учреждения образования есть определенные требования к облику учащихся, их необходимо соблюдать.
– А в первую очередь родители должны объяснить детям, что в школу они приходят не для того, чтобы показать свой ультрамодный наряд, а получить необходимые знания, – добавил Владимир Бедняков.
На недавнем Республиканском педагогическом совете Президент Беларуси Александр Лукашенко поручил выработать стандарт для школ, в котором необходимо прописать различные аспекты – от вопросов организации урока до внешнего вида ученика и учителя.
Президент напомнил о древней мудрости: после хлеба самое важное для народа – это школа.
– Мое непреклонное требование как человека (не только Президента), который свои первые шаги делал в школе – сельским учителем. Школа – это храм. И туда нужно приходить, как в храм, – сказал Президент.
Это должны осознавать и дети. В свою очередь государство постарается создать условия, которые позволят нашим детям расти счастливыми, учиться, заниматься любимым делом, а в будущем стать достойными гражданами своей страны.