Повелитель красочных стихий
«Человек смотрит в телескоп на звезды, но забывает о том, что он сам – звезда», – говорил Казимир Малевич.
Творческая мастерская Маладик знакомит своих учеников с автопортретами знаменитого художника -авангардиста 20 века.
Балашова Полина Сергеевна рассказала детям о неординарной личности Казимира Малевича, чьё имя связано с городом на Двине.
Благодаря ему в Витебске композиции из геометрических фигур украшали улицы, дома и транспорт. Даже сегодня мы можем видеть элементы супрематизма нашем городе.
На уроке дети узнали много интересных фактов из жизнь и творчества художника:
- Казимир родился в 1878 году в Киеве, он был первым из 14 детей.
- В детстве он ничего не знал о рисовании. Однажды он отправился с отцом в Киев, где увидел холст — портрет девочки, которая сидела на скамейке и чистила картошку. Полотно оставило неизгладимое впечатление в его памяти. С того временем Казимир стал проявлять интерес к рисованию.
- Заметив интерес к рисованию, мама подарила ему на 15-летие набор красок.
- Он много учился, совершенствовал свои навыки рисования.
- Казимир Малевич стал не только художником, но еще и педагогом, теоретиком искусства, сценографом и философом.
- В 1919 году переехал в Витебск, где преподавал супрематизм до 1922 года. В эти годы художник практически не писал картины, а увлеченно работал над философскими и теоретическими трудами.
- Также Малевич возглавил мастерскую в Народном художественном училище «нового революционного образца», руководителем которой до этого был Марк Шагал.
- Казимир Малевич лидирует среди художников, шедевры которых подделывают чаще всего.
Он писал картины в разных стилях, однако ни один не отражал его взгляд на реальность, поэтому Малевич разработал новое направление — супрематизм (сочетание окрашеных в локальные цвета простых геометрических фигур).
В годы жизни мастера супрематизм стал своего рода философией, которая увлекала своими смыслами.
Звезда художника Казимира Малевича продолжает гореть, а школа искусств Маладик каждый год знакомит своих учеников с супрематизмом и его создателем.
"Автопортрет" Казимира Малевича (написан на бумаге акварелью, гуашью и тушью в 1911г. Находится в коллекции Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге.)
Художник запечатлел себя на автопортрете не скромным начинающим художником, каким видели его тогда окружающие, но исполненным грандиозных сил творцом.
Торжественно неподвижный Малевич рисует себя будто перед Вечностью, утверждая факт рождения Мастера, «Казимира Великого», будущего создателя самой радикальной картины в истории мировой живописи - "Черный квадрат".
Эта картина разделяет творческий путь Малевича на разные этапы.
До квадрата – это период, за который молодой живописец одолевает путь постижения разнообразных новаторских течений в искусстве рубежа XIX–XX веков и приходит к одной из самых существенных систем – супрематизму, оказавшей глубокое влияние на весь ход художественного процесса прошлого столетия.
После квадрата – это время, когда в творчестве Малевича фигуративность соединилась с беспредметностью.
Русскому музею принадлежит самая полная в мире коллекция работ Малевича.
Всего художник нарисовал пять автопортретов.
Картина "Автопортрет. (Художник)" написана 1933 г. маслом на холсте. В правом нижнем углу картины виден маленький чёрный квадрат, которым Малевич в виде «личной печати» неоднократно подписывал свои поздние работы.
Малевич изобразил себя в одеянии правителя, которое в его обобщённом восприятии сочетает в себе геометричную структуру и характерное чередование белого, чёрного, красного и зелёного цветов. Фигура художника, помещённая без лишних образов на нейтральный фон. Малевич изображён погрудно с головой в трёхчетвертном развороте с сохранением портретного сходства. Он одет в красный берет, красную с белым рубашку, камзол с чёрным верхом и рукавами в красную полоску. Как «Председатель Мирового Пространства» художник поднял правую руку в символическом жесте, будто удерживая на ладони бесплотный геометрический объём, в котором видится невидимый «Чёрный квадрат».
Некоторыми критиками работа сравнивается с портретами эпохи Возрождения. Другие видят в запечатлённом жесте художника отсылку к иконографии.
"Виражи времени" онлайн выставка>>>