К новым высотам. Как сегодня работает Витебский аэропорт
Аэропорту Витебск в прошлом году исполнилось 85 лет. Он был открыт 28 октября 1934 года в южном пригороде Витебска (ныне район улицы Чкалова) как аэропорт Южный. В 1978 году перемещен в район деревни Вороны, в 11 километрах от города. Сейчас аэропорт находится в отличном состоянии и всегда готов к стабильной интенсивной работе.
— На сегодняшний день из аэропорта Витебск выполняются регулярные чартерные рейсы в Египет (Хургаду) и Турцию, а также заказные рейсы бизнес-класса и грузовые. Всего за 9 месяцев этого года осуществлено 272 рейса, мы обслужили 14 тысяч пассажиров, — рассказал начальник Витебского филиала государственного предприятия «Белаэронавигация» Сергей Рурис. — Летом 2019 года совершались рейсы в Болгарию, Турцию, Египет, летал Boeing 737 с полной загрузкой на борту — 190 пассажиров. В этом году к этим маршрутам должны были добавиться Черногория и Тунис. Но из-за пандемии с марта 2020 года чартерные рейсы осуществляются только по двум направлениям и не с мая, как обычно, а с июля. В Россию сейчас летают только заказные частные самолеты.
Выпускник Ленинградской академии гражданской авиации по специальности «Инженер по управлению воздушным движением», Сергей Иосифович вкладывает силы и знания в развитие аэропорта Витебск на протяжении 36 лет — после окончания в 1984 году пришел сюда по распределению на должность авиадиспетчера. Через четыре года стал руководителем службы управления воздушным движением. В 1996-м, после трансформации структуры гражданской авиации, возглавил филиал, где под его руководством произошел ряд преобразований. Параллельно окончил Академию управления при Президенте. В 2010 году грамотный руководитель был удостоен звания «Человек года Витебщины».
В его подчинении около 150 сотрудников — инженеры, техники, диспетчеры, экономисты, бухгалтеры. Прием, отправку, базирование воздушных судов и обслуживание воздушных перевозок обеспечивают различные службы: спецтранспорта, в арсенале которой механизмы и машины для обслуживания самолетов, техника для чистки полосы, служба горюче-смазочных материалов, специалисты которой отвечают за хранение и качество топлива, заправляют самолеты. В структуру филиала входит также аварийно-спасательное подразделение — это десять пожарных-спасателей, которые в случае аварийной посадки самолета мгновенно начинают принимать меры. Служба авиационной безопасности отвечает за досмотр пассажиров и охрану объектов аэропорта. Есть также узел электросветотехнического обеспечения полета, группа радиотехнического обеспечения, служба эксплуатации наземных сооружений, инженеры которой отвечают за состояние покрытия аэродрома, оценивают, может ли сесть самолет, и сообщают об этом командиру воздушного судна. Кроме того, работают службы сервиса, таможенная, метеорологическая.
Мозг аэропорта — служба управления воздушным движением, работники которой координируют движение воздушных судов. На смене дежурят три диспетчера и руководитель полетов, и от них зависит безопасность людей, находящихся в воздухе. Диспетчер ведет пилота с момента запуска двигателей при взлете до их выключения на посадке: «Запуск разрешаю», «Выруливайте», «Взлетайте», «Набирайте высоту»…
— Главная задача диспетчера — контролировать безопасное расстояние между воздушными судами и предотвратить их столкновение между собой в воздухе и с другими объектами на земле, — пояснил старший диспетчер Андрей Суворов. — Мы — координаторы капитана судна, контролируем все воздушные суда, которые находятся в зоне нашей ответственности.
Выпускник Минского государственного авиационного колледжа (ныне Белорусская государственная академия авиации), Андрей работает в аэропорту Витебск уже 11 лет. Он и все его коллеги — выпускники той же академии начальник службы воздушного движения Артем Туровец, диспетчер по управлению воздушным движением Анастасия Литвинцева и другие — владеют английским на международном уровне, знают точные науки, логистику, но главное для диспетчера — это концентрация, способность принимать правильные решения в кратчайшие сроки и держать в голове большое количество информации. Технический прогресс шагнул далеко вперед, и диспетчеры видят на экранах индикатор воздушной обстановки в зоне ответственности, то есть точную панораму воздушного пространства Беларуси в текущий момент. Как и все специалисты аэропорта, диспетчеры постоянно учатся: проходят повышение квалификации, сдают экзамены, зачеты. Выйдя из очередного отпуска, проходят тренажерную подготовку в академии авиации, чтобы восстановить навыки.
Сегодня отсюда можно летать фактически в любую точку мира. Аэропорт имеет сертификат Международной организации гражданской авиации ИКАО и категорию IV «В». Мощности грузового терминала аэропорта позволяют обрабатывать около 60 тонн груза в сутки.
Аэропорт официально работает с 8.00 до 17.00, но, если самолет подает заявку на использование воздушного пространства, сотрудники всех служб прибывают на место в любое время суток. В условиях COVID-19 на обязательную дезобработку самолета уходит около двух часов.
Работники аэропорта проводят также комплекс мероприятий по орнитологическому обеспечению полетов в районе аэродрома — устанавливают специальное оборудование для отпугивания птиц, которые могут стать причиной катастроф.
Площадь аэродрома — более 200 гектаров. Взлетно-посадочная полоса позволяет принимать современные авиалайнеры (в 2014 году она была реконструирована, на капитальный ремонт пошло более 10 миллионов долларов), оборудовано 6 мест для стоянок воздушных судов. В инфраструктуре аэропорта есть все необходимое для пассажиров: залы прилета, вылета, VIP-зал, где пассажир может ожидать, пока его зарегистрируют и подвезут к самолету, свои услуги предлагает кафе «Полет». Но тем не менее аэропорт нуждается в расширении. Не хватает помещений для таможенных, пограничных, сервисных и других служб, зала ожидания, аэровокзала. Построенный более 40 лет назад, аэропорт был рассчитан на самолеты Ан-24 на 48 мест, а сейчас пассажиропоток вырос в 4–5 раз.
— Мы собирались внести в план отдельный аэровокзал для пассажиров. Но проектирование затянулось, план корректируется в связи с переходом на другой вид топлива — электроэнергию, — говорит Сергей Рурис.
В штате Витебского филиала государственного предприятия «Белаэронавигация» на аэродроме Орша ожидается увеличение — появятся новые специалисты в группе управления воздушным движением. Аэродром Орша в Болбасово, который принадлежит Национальному аэропорту Минск, готовится к открытию в начале ноября после серьезной реконструкции, которая проводилась в течение двух лет.