Возвращение кометы
Долго будет Карелия сниться,
Будут сниться с этих пор
Остроконечных елей ресницы
Над голубыми глазами озер…
В середине шестидесятых прошлого столетия эта песня была чрезвычайно популярной и по многу раз звучала по радио каждый день. Как и «Дождь на Неве», «На кургане», «Когда вам 20 лет». Песни исполняла молодая ленинградская певица Лидия Клемент. Природа щедро наделила ее красотой, обаянием, талантом, а вот судьба обошлась жестоко, отмерив лишь 26 лет жизни. Лидия Клемент отдала эстраде всего лишь два года. За это время она успела записать 39 песен, причем каждая новая становилась шлягером. Лучшие композиторы того времени, среди которых были Андрей Петров, Василий Соловьев-Седой, Александр Колкер, Юрий Саульский, наперебой предлагали талантливой исполнительнице свои песни. За эти два года у Лидии Клемент не было ни одного сольного концерта, только два раза она участвовала в «Голубом огоньке» — на Центральном и Ленинградском телевидении. Вот и все, что успела, а память после себя певица оставила долгую. Многие петербуржцы старшего поколения и сегодня вспоминают о своей землячке с восторгом. В середине декабря в Доме актера в Санкт-Петербурге состоялась премьера фильма «Лидия Клемент. Яркая комета». Сняли его витебчане Дмитрий Марков и Сергей Махов. С ними побеседовал корреспондент «ТГ».
— Дмитрий, как и почему вы решили снимать фильм о певице, с которой и во времени-то разошлись?
Дмитрий Марков — автор и режиссер фильма:
— Действительно, я родился через 4 года после смерти Лидии Клемент, но атмосферу 60 — 70-х впитал с раннего детства. У бабушки в доме были приемник «Беларусь» и проигрыватель «Юность». Я много музыки слушал и до сих пор слушаю. Фильмы той поры очень люблю — в моей коллекции их более ста.
— Как же все-таки произошла «встреча» с Лидией Клемент?
— На радио «Витебск» я вел цикл передач «Забытые имена». Одну из них решил посвятить Лидии, хотя в интернете сведений был минимум. Нашел несколько пронзительных по звучанию песен. Передачу сделал на эмоциях. Потом в сети наткнулся на рассказ одной женщины, которая вспоминая о Лидии, обмолвилась, что у нее осталась дочь, которая живет сейчас в США. Через полтора года в интернете появился сайт, дискография. Это заслуга ростовчанина Владимира Пузанова. Будучи в Петербурге, он посетил могилу певицы. В ящичке, привинченном к ограде, оставил сообщение о себе, пожелания, а люди, которые ухаживают за могилой, связались с дочерью певицы — Наташей Шафрановой. Ему и еще одному петербуржцу — Владимиру Орлову — она и позвонила. Благодаря им и появился упомянутый сайт. Я попросил и меня подключить к этой работе, теперь я этот сайт редактирую. Люди из разных городов и стран стали общаться. В Волгограде даже издали календарь, посвященный Лидии. Через некоторое время в интернете вышел на Наташу Шафранову, написал ей письмо. На следующий день она мне позвонила. Познакомились, она одобрила идею снять фильм о Лидии Клемент. Вскоре мы с Сергеем Маховым поехали в Петербург, посетили могилу, возложили цветы. С этого места и начались съемки.
— Был ли у вас спонсор?
— Нет, денег нам никто не давал. В город на Неве ездили за свой счет, монтировали фильм дома. Но, безусловно, имя Наташи Шафрановой позволило нам открыть двери, которые без ее помощи нам бы не открылись. Нашли однокурсников Лидии, друзей юности. В Михайловском саду нас уже ожидали известные композиторы и музыканты, творческая интеллигенция Петербурга.
Лидия Клемент была чрезвычайно востребована, работала со многими творческими коллективами. Мы знали, что она нередко выступала в ДК по ул. Орджоникидзе. Поехали туда сцену отснять. Смотрим, Пьеха идет. А накануне мы тщетно пытались выйти на нее через помощников. Народная артистка оставила нам прямой телефон, чтобы договорится о встрече, посоветовала связаться с вдовой Андрея Петрова — Натальей Ефимовной, уроженкой Витебска. Мы записали их воспоминания.
— А сколько человек, которые помнят Лидию Клемент, было в кадре?
Сергей Махов — оператор и режиссер монтажа:
— Не считая прохожих,13 человек — музыкантов, композиторов, друзей. В фильме есть еще и линия Наташи, ей было чуть больше 2 лет, когда мамы не стало.
— В одной из петербургских газет была публикация о премьере фильма. Там вас называют белорусскими кинематографистами. Не громко ли?
— Я уже лет десять участвую в фестивалях разных форматов, в том числе экологических. Награды в Витебск не раз привозил. Так что к кино я в какой-то степени причастен. В этом году дважды побывал в составе жюри экологического фестиваля в Санкт-Петербурге, один раз в качестве председателя.
— А как прошла премьера?
— Людей было много. Мы даже задержали показ на 50 минут — носили стулья, чтобы усадить всех желающих.
Дмитрий Марков:
— На премьеру фильма прилетели муж певицы Борис Шафранов — известный человек в мире джаза, ее дочь со своим мужем и дочкой. На премьере Наташа сказала, что фильм для нее — возможность продлить жизнь мамы.
— Какое-то будущее у фильма есть?
— Да, появились заинтересованные каналы.
— Где смогут посмотреть ваше кино витебчане?
— Хотелось бы организовать такой показ. Мы об этом думаем.
— Как родилось название фильма?
— Актриса Зоя Виноградова сказала, что Лидия Клемент мелькнула, как яркая комета, озарив Землю. Но ведь кометы через некоторое время возвращаются!
P.S. Генеральный директор фестиваля «Золотая вершина» Ирина Архипова: «Я много лет вхожу в состав фестивального жюри, но впервые являюсь свидетелем того, что 78-минутный документальный фильм удерживает внимание зрителя до последней минуты».
Нина ЛУКЬЯНОВА. Фото предоставлены автором.
Газета «Твой Город».


















