Минск, Берлин и большая пустота. О чем фильм кинокритика из Витебска?
Когда ты случайно видишь статьи со знакомыми людьми или персонами из твоего города - внутри рождается чувство гордости за этого человека, за его успехи, за твой город. Именно так у меня случилось, когда я увидела премьеру получасового фильма "Май" кинокритика Алексея Свирского из Витебска. Сердце замерло и возникло желание скорее пообщаться с молодым человеком.
— Расскажи о себе. Чем занимаешься? Где работаешь?
— Я два года назад закончил технический университет по инженерной специальности, но теперь мои интересы лежат в основном в гуманитарных и творческих областях. Работаю сейчас в Белтелерадиокомпании — местный график оставляет мне достаточно времени как для того, чтобы иметь какую-то подработку на стороне (параллельно числюсь в редакции сайта, посвященного хоррор-культуре), так и для какой-никакой самореализации (пишу вот заметки про кино, пробую параллельно что-то снимать).
— Неопределенность — первая ассоциация, которая возникла у меня после просмотра фильма. А что пытался донести до зрителя ты? Какие стояли задачи?
— В «Мае» мне хотелось создать определенного рода настроение на основе ничем не примечательных действий персонажей. Есть такая категория настроенческих фильмов, которые вместо того, чтобы строить внятную драматургию, пробуют воздействовать на зрителя несколько по-иному — так вот мне такой подход очень нравится и как зрителю, и, как режиссеру. Что касается ассоциации, то да, она довольно близка к тем ощущениям, которые я пытался транслировать. Сейчас значительная часть молодежи, закончившей университеты и не успевшей поставить свои будни на рельсы семейной жизни, дезориентирована. Эти люди не понимают, как им жить дальше, не знают, чем бы им хотелось заниматься, не могут найти себе близких по духу людей — а с возрастом это сделать все сложнее. У меня получился фильм про то, как вот такие одинокие, но очевидно близкие люди проживают свои дни за тридевять земель друг от друга в этом не слишком веселом состоянии.
— Почему ты сам решил сниматься в «Мае»? И как подбирались другие актеры?
— С одной стороны, дело в том, что фильм по большей части биографичен, и мне самому было куда проще отразить на экране те ощущения, которые хотелось, чем объяснять, как это сделать, кому-то еще. С другой — у меня не было большого выбора: завлечь в безбюджетный фильм я мог только своих знакомых — ну, или на худой конец людей со стороны, которым был бы интересен творческий процесс. Но так вышло, что их всех я решил использовать на других позициях. Мой хороший приятель Никита Лаврецкий, чей «Белорусский психопат» выиграл в прошлом году национальный конкурс нашего фестиваля «Лiстапад», к примеру, работал оператором и монтировал фильм. Мой брат и другие товарищи исполнили остальные роли. Сценарий был не очень требователен к актерским возможностям, а потому я мог себе позволить задействовать людей абсолютно без опыта, которого, к слову, не было и у меня самого. В немецкой части в этом смысле вышло чуть полюбопытней. Главную роль там исполнила моя хорошая подруга Тома (она живет сейчас в Берлине), на основе общения с которой отчасти и основан «Май». Ее знакомую сыграла Таня, с которой я познакомился на «Кинопоиске» буквально за месяц до съемок. То, что она живет в Германии, оказалось совпадением. Ради съемок — замечу, довольно сомнительно выглядевших на бумаге — она приехала на поезде в Берлин из Магдебурга, за что я ей, конечно, очень благодарен.
— Фильм «Май» уже сейчас получил общественное признание. Говорит ли это о том, что в скором времени мамблкор наберет популярность в Беларуси?
— Ой, ну это вряд ли это общественным признанием можно называть (улыбается). Кино в целом принимают довольно умеренно — к тому же лишь в не слишком многочисленной среде молодых людей, которым плюс-минус интересно, что происходит у нас в стране в творческих областях. Но вообще я доволен, что «Май» смотрят и даже немножко комментируют. Что до мамблкора — он и у себя на родине в США не то чтобы популярен. Это направление подразумевает фактически безбюджетное производство, высокую степень импровизации, а также ставку на большое количество диалогов в драматургическом смысле — все это слабо вяжется с какой-либо популярностью в принципе. А у нас в стране таким образом снимать вообще не принято — помимо Никиты Лаврецкого я даже не знаю, работает ли кто-то еще в таком ключе. Кстати, «Май» я бы не относил к мамблкору — он, мне кажется, ближе к интимному реализму, другому заокеанскому тренду независимого кино, где персонажи мало говорят, а авторы всеми силами стараются абстрагироваться от громких драм и социально-политических контекстов.
Представляем вашему вниманию фильм "Май"...
Май / May (2016) from Alexey Svirsky on Vimeo
— Планируешь ли ты снимать что-то еще?
— На данный момент новых инициатив у меня нет, но мне определенно было бы интересно поработать над чем-нибудь еще. Писать сценарии просто ради того, чтобы потом снимать по ним кино, я не умею — меня обязательно что-то должно тревожить, чтобы появилась потребность в каком-то высказывании. А потому тут сложно предугадать, когда в следующий раз накроет. Но сейчас у нас с Томой, которая исполняла главную роль в немецкой части, появилась идея попробовать написать кое-что совместное — посмотрим, вырастет ли из этого что-нибудь.
— Три лучших фильма, на твой взгляд.
— Могу назвать сто три, три — не могу, это невозможно.
Хочется верить, что данное кино найдет положительные отзывы у тех, кто будет его смотреть. GorodVitebsk.by желает Алексею творческих успехов, новых фильмов и личностного развития!
Карина Шлапакова
Смотрите похожие новости:
Оригинальную головоломку создал молодой витебчанин>>>
Ди-джеи, которые покоряют Витебск своей музыкой>>>
Прогулки по крышам или Руфинг как стиль жизни>>>